В 20-летней истории памятника Лесю Курбасу поставят точку. Для монумента нашли место в центре Харькова
Памятник театральному реформатору. В Харькове хотят увековечить в бронзе украинского режиссера, основателя театра «Березиль» Леся Курбаса. Идея создать монумент возникла еще в 80-х. Но больше 20 лет в Харькове не могли найти место для бронзового Курбаса. И вот, наконец, лед тронулся. Бюст установят напротив театра Шевченко, со стороны улицы Рымарской. Однако эта идея нравится не всем почитателям творчества Леся Курбаса
Пожалуй, мало кто из харьковчан знает о Лесе Курбасе больше, чем его имя и фамилию, а между тем, именно он совершил настоящий прорыв в театральном искусстве.
Из Киева в Харьков режиссер Лесь Курбас и его театр «Березиль» приехали в 26-м году прошлого столетия, на тот момент «березольцам» исполнилось уже четыре года. Поначалу харьковчане были не готовы к психологическому театру, привычнее для горожан были пьесы бытовые.
Режиссера-новатора не оценила и власть. Реформаторство Курбаса признали «вредным». В 33-м году Курбас вынужден был уехать из Харькова в Москву. В декабре этого же года его арестовали. А в 37-ом на Соловецких островах режиссера расстреляли. Но точное место, где это случилось, неизвестно до сих пор. Последние фотографии Леся Курбаса хранятся в театре имени Шевченко. Здесь же и копия его свидетельства о смерти.
Игорь Борис - почитатель таланта Леся Курбаса. Он был одним из инициаторов создания в Харькове пантеона реформатора - на 13-ом городском кладбище. Сюда привезли землю с Соловков и перенесли тела жены и матери режиссера. В начале января над могилой надругались вандалы - сорвали все бронзовые буквы. В основании могилы-пантеона появилась трещина. Нужно ремонтировать, но денег на это пока нет.
Сегодня Игорь Борис вместе с другими неравнодушными людьми к творчеству Курбаса добиваются, чтобы в Харькове установили памятник великому режиссеру. Идея создать монумент возникла еще в 80-х. Но больше 20 лет в Харькове не могли найти место для бронзового изваяния. Наконец, лед тронулся. Бюст установят напротив театра Шевченко, со стороны улицы Рымарской.
Проект памятника - дело рук архитектора Павла Чечельницкого и скульптора Семена Якубовича. Последний - автор и мемориальной доски Лесю Курбасу, которая установлена на фасаде театра Шевченко, и могилы-пантеона. Скульптор много лет ждет, пока его работа займет достойное место в Харькове. Мастер говорит: есть и спонсоры, которые готовы оплатить работы. Якубович хочет сделать полутораметровый бюст и пятиметровый постамент.
Каким и где быть памятнику Лесю Курбасу? У творческого коллектива театра Шевченко есть свое мнение. Елена Седунова считает, что на небольшом островке земли на второстепенной улице памятник потеряется.
Несмотря на жаркие споры о месте и виде памятника, все мечтают поставить точку в этой истории уже через год. В феврале 2010-го исполнится 125 лет со дня рождения великого режиссера.
Читайте в разделе «Культура»:
- 8 января, 10:28 В США назвали победителей юбилейной премии «Золотой глобус»
- 10 декабря, 12:01 Харьковчан приглашают на выставку «Новогоднее кружево»
- 1 декабря, 15:01 Харьковчан приглашают на выставку «Рождественское сияние»
- 30 ноября, 18:30 В ХНАТОБе впервые представят оперу «Норма» итальянского композитора Винченцо Беллини
- 24 ноября, 18:00 «Я пришла из детства»: в Художественном музее откроется новая выставка
- 24 ноября, 15:43 В Харькове готовят трехнедельный фестиваль классической музыки со звездами мирового уровня
- 23 ноября, 18:46 «Белая ворона.net». В Харьковском театре юного зрителя готовят премьеру для подростков
- 23 ноября, 14:52 В галерее «Бузок» наградили школьников Харьковщины - победителей конкурса «Северский Донец – глазами молодежи»
- 17 ноября, 18:39 В Харьковской филармонии презентуют проект «Путь к Свободе»
- 15 ноября, 09:46 Оркестр «Слобожанский» выступит с музыкантами из Норвегии и США
Комментарии:
Зенон Курбас, більшовицький комісар, вишколений для знищення українського театру. Ніякої системи не створив,ставив лише німецьку драматургію.Поставивши п’єсу М.Куліша "Народний Малахій" порушив умови більшовицької ідеології. За це й був знищений своїми наставниками.
Какой ты быстрый ! Остап Вишня показывал дули в своих усмешках ( довольно дурацких и примитивных )... Загремел бедняга на Колыму на целых 17 лет.
Ты повторяешь мои мысли,что лишний раз доказывает - Курбас не был гением,так как не сумел овладеть в совершенстве техникой театрального ремесла. И в пьесе о героях первой пятилетки можно было показать Сталину дулю в кармане,и что характерно,он бы этого и не заметил,как не замечал фрондёрства в пьесах Корнейчука.
Ну я не спорю,таких эластичных гениев оказалось куда больше "навiки невмерших". Тот же Корнейчук со верноподданической "Гибелью эскадры",идеологически выдержанным "Платоном Кречетом" или триумфально-патриотическим "Фронтом". Кстати Александр Евдокимович лауреат аж пяти Сталинских премий и одной Ленинской, герой Социалистического труда и академик АН СССР. Так то вождь умел приласкать "покорных" и "смышлённых". А Курбас был человек сердца, а не ума,за что и поплатился башкой.
За что,чистоплюй, и схлопотал пулю в затылок. А поставил бы "В степах Украiни","Арсенал" чы "Бiльшовики" и Сталинскую премию бы получил. Предпологаю,что Курбас просто был неистов, невменяем и свиреп ,как Стецько или Бандера.
Ну так довожу до твоего сведения, что рукопись в спешке сочинённой Булгаковым пьесы "Батум" ( о революционныз событиях на Кавказе ) ), Иосиф Виссарионович с негодованием отшвырнул и в гневе обозвал автора коньюктурщиком,холуём и жоп...лизом. Может быть Курбас именно этого и не хотел услышать,старался не уронить драматургический авторитет,щадил своё самолюбие и холил творческую опрятность ?
Михаила Булгакова Сталин тоже строго-настрого запретил,заставив голодать и экономить на масле,яйцах и молоке. Не было денег,даже, купить газету,мыло или чернила для авторучки.
Единственной роковой ошибкой Леся Курбаса оказалась его неспособность быстро перестроиться на 180 градусов, воздать хвалу большевистской революции и воспеть осану Сталину, за что бедняга собственно и пострадал. Он в своём прекраснодушии не заметил, что на дворе "ненастно", а окончание украинского ренессанса стало в 20-гг состоявшимся фактом. До смешного доходило,но до самого закрытия Березоля в репертуаре не было ни одной идеологически выдержанной пьесы о встречном плане,об ударниках производств, о красной армии или о счастливых колхозных буднях.
Обсуждали Курбаса, а послали друг друга на три весёлых буквы. Лесь Курбас никогда бы вас не оправдал.
Во! От батьки Махно завоняло европейскими ценностями!