• Вт 19.03.2024
  • Харьков  +8°С
  • USD 38.97
  • EUR 42.45

Современный театральный зритель, или «неужели бывает такое быдло?»

Современный театральный зритель, или «неужели бывает такое быдло?»

Не первый год я активно штурмую различные театры нашего славного города. Благо, Харьков в этом смысле — многообразнее не придумаешь: 1 национальный, 5 государственных и больше 30 независимых. И репертуар самый разнообразный: хочешь – смейся, хочешь – плачь, хочешь – и то и другое всего за три часа спектакля. Авторские постановки и переосмысление классики. Попадается откровенная пошлость, после которой очень сильно хочется ударить этих «драматургов» томиком Шекспира, или Чехова. Или собрать тематическую библиотеку и шандарахнуть сразу всей «мудростью тысячелетий», чтоб неповадно было. Я могла бы рассказать о тех театрах, где это встречается, но речь сегодня не об этом, да и рекламу им лишнюю создавать не хочется.

Хочется говорить о зрителях. Об этих рафинированных эстетах, наглядно демонстрирующих высокую культуру поведения и то, как далеко мы продвинулись в теории Дарвина. Я обожаю смотреть на людей, пока свет в зале мягко не погаснет, и не распахнется тяжелая кулиса. Причем люди везде разные. Как кажется на первый взгляд. Но потом оказывается, что совсем и не разные. «Обыкновенные люди», как писал Булгаков.

Поговорим, все-таки, о сходствах.

На фото: главный дирижер Харьковской филармонии Юрий Янко

Как-то я общалась с актерами, режиссерами и даже дирижером на тему дресс-кода. Никого уже не заставляют отряхивать от пыли сюртук (и, вообще, иметь у себя в гардеробе такую вещь) и влезать в вечернее платье. Современный мир надиктовал такие правила, что вы не будете белой вороной в любом виде. Ну если только нагими придете. И то, это можно будет воспринять за некий перформанс. Но все были бы только рады, если бы зрители к ним приходили наряженными. В филармонии, например, в прошлом году закончили капремонт. И теперь, по словам главного дирижера Юрия Янко, она не уступает по акустике и внешнему виду знаменитой Венской филармонии. Соответственно, здесь очень хотят видеть зрителей в вечерних туалетах.

Но всё это без давления. Было бы здорово, если да. А так – решать вам.

Зритель обнаглел, в связи со снижением требований к нему. Здесь я уверена и бескомпромиссна. Мой эксперимент длится более 5 лет, так что: «хоть поверьте, хоть проверьте».

В среднем, из 10 спектаклей телефон не зазвонит на одном. По счастливой случайности, совпадению звезд и тому, что никто не соизволит позвонить. Я не питаю иллюзий, что в одном зале когда-то могут собраться люди, где каждый выключит звук телефона. Нет, я не верю в это. Даже карантин, который сократил количество зрителей в два раза. Остались сильнейшие. В смысле сильнейшие рингтоны. Поразительно.

Пляшем дальше. Звонок поступил – необходимо ответить. Такую ситуацию можно наблюдать в четырех случаях из десяти. Представляете? Если в какой-то будний день в Харькове проходит около 20 спектаклей – находится целых 8 человек, которые позволяют себе: «Алло, да. Я отправила запрос в бухгалтерию, завтра нужно будет поставить печати. ПЕЧАТИ, ГОВОРЮ, ПОСТАВИТЬ НУЖНО. ИЗВИНИТЕ Я В ТЕАТРЕ. Я В ТЕАТРЕ, ВЕНИАМИН АЛЬБЕРТОВИЧ, ДА НЕТ, НИЧЕГО. Я МОГУ ГОВОРИТЬ. ВСЕ В ПОРЯДКЕ».

А вообразите, что они все когда-то соберутся вместе на одном спектакле. И всем им одновременно позвонят. И все они одновременно ответят. Вот смеху-то будет.

У меня не укладывается это в голове, честно. Люблю поразмышлять о том, как живут эти люди, какие имеют хобби. Все ли они пребывают на стационаре в психиатрической лечебнице, или через одного. Любят ли они Родину? За кого голосуют на выборах?

Шуршащие фантики с конфетками. Отдельный сорт моей любви. И сейчас я расскажу вам алгоритм действий человека, который посреди спектакля резко почувствовал нехватку глюкозки в крови. Из самых глубин своих закромов он достает ЁЁ. Вожделенную конфету. Но вот препятствие – в зале тишина, какой-то нудный диалог с логическими паузами, до музыкального сопровождения — черт знает сколько ждать. Что же делать? Начнем потихоньку, раз в минуту «пошелестивать». Но вот другая беда – такими темпами конфета открывается очень медленно, а ожидание становится всё более томительным. Подчас, невыносимым. И вот, спустя 5 минут такого издевательства над собой – у человека срывает крышу, и он разворачивает заветную сладость со всей накопившейся дерзостью. Дескать, тварь я дрожащая или леденец пососать, на который сам заработал, право имею? Имеешь, конечно.

Отдельной радостью для меня сейчас стало наблюдать за людьми, которые пришли на спектакль вместе, но шахматная рассадка, в связи с карантином, заставила их дистанцироваться. И вот оно, наслаждение. Когда через весь партер летит: «Зина, это шо, не комедия? Зина, я хочу в буфет». Обожаю. Зато в буфете все знают, как себя вести. Интеллигенция на выгуле. Коньячок, шоколадка, бутерброд с салями. Потому что духовной пищей сыт не будешь, это ясно. Ах, как я люблю подслушивать разговоры людей в такие моменты (и знаете, мне даже не стыдно!). Под дружеское ржание, под грустное жевание и, разумеется, коньячок, люди постигают всю суть постановки. Однажды я видела мужчину, который храпел во второй части спектакля. Слишком многое успел постичь за время антракта.

И вот такая локальная тупость сказывается на более глобальных вещах. Таких, например как репертуар. Легкие комедии приправленные бытовыми прикольчиками и разговорами о сексе, из серии «Муж моей любовницы», или «Свекровь моей тёщи» вытесняют всё. Даже бессмертную классику. Потому что на классику ходить скучно. А посмотреть два часа на то, как люди друг другу изменяют и пытаются это скрыть – вот такое развлечение нам по душе. И театрам приходится искать мучительный компромисс между собственными духовными поисками и зрительскими запросами.

Люди не понимают, что в театре нельзя себя вести, как в кино, или цирке, например. Ты приходишь туда – попадаешь в живой организм, где всё чуть лучше, чем в реальном мире. Где-то сказочнее, где-то возвышеннее. И вот вышеописанные действия – это как грязными сапогами по белоснежным персидским коврам. Театр – портал в такой мир, где даже воздух пропитан чем-то необъяснимым и непостижимым. Но непостижимая тупость некоторых зрителей — не из этой серии. Хотя стоит отметить, что есть такие спектакли, которые вполне заслуживают звонков наперебой с шуршащими фантиками.

В общем, хочется пожелать всем нам быть умнее, эмпатичнее и избирательнее.

Популярно

Вы читали новость: «Современный театральный зритель, или «неужели бывает такое быдло?»»; из категории Культура на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 11 ноября 2020 в 17:53;
  • Корреспондент в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Я обожаю смотреть на людей, пока свет в зале мягко не погаснет, и не распахнется тяжелая кулиса".