• Пт 19.04.2024
  • Харьков  +12°С
  • USD 39.6
  • EUR 42.28

Почему люди становятся дирижерами и популяризируют симфоническую музыку — в интервью Эндера Сакпинара

Интервью   
Почему люди становятся дирижерами и популяризируют симфоническую музыку — в интервью Эндера Сакпинара

Дирижер из Турции Эндер Сакпинар выступил с симфоническим оркестром Харьковской филармонии. Накануне концерта этот музыкант с 40-летним стажем поделился секретами профессиональной деятельности и отдыха, рассказал об актуальности симфонической музыки и любимых композиторах.

В какой момент Вы решили, что свяжите жизнь с музыкой? И как стали именно дирижером?

— Я занимаюсь музыкой с раннего детства, вырос в музыкальной семье: мои родители были оперными певцами, братья и сестры играют в оркестре, дядя — композитор. В детстве родители приводили меня за кулисы и, пока они репетировали на сцене, я спал. Когда просыпался — вокруг был совершенно другой мир: цветной, яркий, фантастический.

Почему именно дирижер? Когда я был на репетициях — оркестр, хор, солисты — все подчинялись одному человеку. Я понял, что именно этот человек — самый важный! Он работает тяжело и несет груз ответственности на себе. Я не мог понять его движений руками, что он делает. Они просто абстракция в воздухе! Как они его понимают? И со временем я осознал, что это очень особенный язык между дирижером и музыкантами, и только они его понимают. Меня это очень заинтересовало и я стал изучать дирижирование. Моя мама хотела стать дирижером, но в то время — 1934-1940 годы — для турецкой женщины — это была очень сложная задача. Она играет на пяти инструментах, имеет абсолютный слух, но стать дирижером ей не посчастливилось. И я пообещал ей, что осуществлю ее мечту.

Вы с 2014 года — главный дирижер Стамбульского государственного симфонического оркестра. Расскажите о своей работе.

— С 1987 до 2014 года я работал с Государственным симфоническим оркестром Измира, в 2014 году меня пригласили в Стамбульский оркестр. Мы исполняем разнообразный репертуар — от классической музыки, барочной до национальной. Мы выступаем на различных концертных площадках Стамбула, мы ездим в турне по небольшим городам и доносим нашу музыку до простых слушателей. Я очень люблю этот оркестр — это как жениться на любимой женщине.

Вы работаете с разными оркестрами, каково это?

— Работа с любым оркестром — это как флирт с красивой девушкой. Вот почему я люблю работать с различными оркестрами . Это большой опыт как для дирижера, так и для оркестра. Это новые впечатления, без которых мы не растем в профессиональном плане.

Есть ли проекты, которые вам по душе?

— Я очень люблю смешанные проекты. Помимо классических проектов, естественно. Например, микс из национальной и классической музыки, джаза…. Сейчас подходящее время, так как во всем мире слушатели ожидают похожих проектов.

Ваш любимый композитор?

— Я обожаю французских импрессионистов, романтика П. И. Чайковского, но М. Равель и К. Дебюсси производят на меня неизгладимое впечатление.

Почему, по вашему мнению, симфоническая музыка остается актуальной в современном мире?

— Сегодня младшее поколение менее заинтересованно в классической музыке, чем старшее. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы молодые люди могли узнать больше. Мы приглашаем молодые рок-группы, джазовые коллективы, разных направлений для сотрудничества. Мы ездим по небольшим городам и деревням, где жители не имеют возможности посетить концерты, играем интернациональную программу, объясняем, что мы делаем. Или приглашаем слушателей заняться музыкой. Очень много молодых людей, детей мы видим на наших концертах. Мы объясняем им основы музыки, полифонии и очень много молодежи приходит учиться.

Ваши первые впечатления от Харьковской филармонии, оркестра и города.

— В первую очередь, я впечатлен прекрасным залом, акустика просто замечательная. Ваш оркестр имеет высокий профессиональный уровень, их реакция на мои просьбы и замечания — очень позитивная, быстрая и профессиональная, а это очень важно в нашей работе. По городу еще не успел погулять.

Я знаю, что сегодня в Харькове День музыки. Его провозгласил министр культуры Франции. И этот праздник дал свои плоды. Допустим, в каждой семье из четырех человек до появления праздника был только один музыкант, а через пять лет — двое и часто даже трое человек в семье занимались музыкой! Такое простое решение затронуло так много людей. Таким образом, на сегодняшний день эта акция распространяется по всему миру.

Смотрите ли Вы на работу других дирижеров? Ваши впечатления.

— Это обычная практика. Я всегда стараюсь смотреть на работу других дирижеров — это очень поучительно. Каждый дирижер имеет свой «язык тела», «язык жестов». Ты наблюдаешь, сравниваешь с тем, как ты это делаешь или не делаешь.

Вы преподаете?

— Да, я много преподаю — камерную музыку и дирижирование. Сейчас у меня нет много времени, но стараюсь обучать на выходных.

Вас все время окружает музыка, а как вы отдыхаете?

— Во-первых, я стараюсь не слушать музыку дома, я выключаю ее. Расслабляюсь я, слушая разнообразную музыку: национальную, оперу, очень люблю джаз. Эта музыка позволяет мне расслабиться больше всего.

Есть ли у вас мечта? И какая?

— Я мечтаю, чтобы жизнь каждого музыканта стала лучше. Чтобы у него была возможность играть, петь, наслаждаться музыкой имея достойную оплату труда.

Моя мечта — чтобы люди больше интересовались музыкой и имели возможность заниматься любимым делом — могли найти работу по профессии.

Музыка — это язык страсти и любви!

Справка: Эндер Сакпинар родился в Анкаре в 1956 году. В 1978 году окончил факультет композиции в Анкарской государственной консерватории. В том же году он отправился доучиваться во Францию и даже получил стипендию от французского правительства в 1982 году. После Сакпинар работал ассистентом в Симфоническом оркестре Пасделиупа в Париже — старейшем симфоническом оркестре Франции. В 1987 году Сакпинар вернулся в Турцию и был назначен дирижером в Государственном симфоническом оркестре Измира. С 2014 года является главным дирижером Стамбульского государственного симфонического оркестра. Участвовал во многих международных фестивалях во Франции, Италии, Швейцарии, Мальте и Турции, записывал альбомы, работал на радио и телевидении, основал несколько оркестров в разных странах мира.

Автор: Анна Старкова, Алена Билык. Фото: Юлия Гуш
Популярно

Вы читали новость: «Почему люди становятся дирижерами и популяризируют симфоническую музыку — в интервью Эндера Сакпинара»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 26 июня 2018 в 12:24;
  • Корреспондент Анна Старкова, Алена Билык. Фото: Юлия Гуш в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Дирижер из Турции Эндер Сакпинар рассказал о своей работе, мечте и роли Дня музыки".