• Четверг 15.11.2018
  • Харьков -2°С
  • USD 27.92
  • EUR 31.44

Что такое креативность, и как с ней бороться

Что такое креативность, и как с ней бороться

Креативность – штука нынче модная. Почти такая же модная, как позитивность. Креативный + позитивный + 10-й айфон = успех. При этом некоторая ясность имеется в отношении разве что айфона, но мы его зачеркнули, так что займемся неясностями. Об успехе и позитиве речь пойдет как-нибудь в другой раз, а сейчас язык чешется высказать все, что я думаю о креативе, креативных и креативности.

Вообще изначально с этим понятием все обстояло благополучно. Англ. creative (производное от глагола to create: творить, созидать) было буквальным аналогом русскоязычного «творческий». Но, как это часто бывает, слово, укоренившееся в чужом для себя языке, неожиданно притягивает к себе совсем другие смыслы. И подмена эта далеко не очевидна. Точнее, очевидна не сразу и не для всех.

Дело в том, что собственно творчество – это бешеный труд + одержимость идеей + нервные срывы + мизантропия и склонность к изоляции, хотя бы периодами. Обычно долгими. Поэтому творческий человек зачастую – весьма неприятный в коммуникации персонаж. Во всяком случае, уж точно не позитивный.

Разумеется, творческий человек может себе творчески создать солнечный человеколюбивый имидж. Творцам по-настоящему крутых артефактов, как правило, не до того, но вот люди с дарованием поплоше охотно к этому прибегают. Благо, соцсети позволяют «казаться» столь качественно, что «быть» уже никого не интересует (за исключением наиболее скандальных случаев, когда между образом «няши» и обнаружившимися фактами образуется совершенно неприличный зазор).

Есть еще один существенный момент: творческих людей мало. Исчезающе мало. Судя по всему, количество их строго регламентировано и неизменно от эпохи к эпохе, а потому на фоне роста населения таланты и гении дружно бредут к вывеске «Исчезающий вид: охраняется законом». Зато количество креативных возрастает в геометрической прогрессии. Как же так выходит?

Для начала вернемся к термину и разберемся с его мутацией. Креативный сейчас – вовсе не калька с «творческий». Креативный постоянно что-то продуцирует, подобно органам пищеварения. И при этом чрезвычайно высоко ценит как каждый свой продукт, так и процесс его создания. Рефлексия, недовольство собой, сжигание рукописей, жизнь в нищете во имя искусства? Не, не слышал. Креативный страдать не любит. Имитировать любит, а так – нет.

Еще креативный не любит учиться. Как так, спросите вы? Он же все время учится. Тренинги по личностному росту, мастер-классы по бисероплетению, семинары по йоге, тусовки в «креативных пространствах» с дарбукой и кизомбистками. Ни минутки свободной же нет у людей! Вот только вся эта кипучая деятельность, во-первых, невероятно широкоохватная, а во-вторых – абсолютно дилетантская. Причем обе эти характеристики связаны причинно-следственными отношениями в обоих направлениях: огромный объем → невозможность концентрации → дилетантизм; дилетантизм → возможность заниматься всем → границы «сферы креативности» раздвигаются до масштабов Западно-Сибирской равнины.

Поэтому техника и ремесло – самые страшные страшилки для креативных. Многолетнее систематическое обучение – не для них. Им нужен быстрый результат – быстрый и яркий, как мыльный пузырь. Что правда, столь же «долговечный», но кому это мешает? Надуем еще.

Не сложилось в детстве с балетом? Двухмесячные курсы – и ты инструктор по сальсе! Не пришлось пилить на скрипке с 4-х лет, по 6-8 часов в день задалбывая соседей? Твой путь – этническая перкуссия и горловое пение! Основы рисунка и композиции оказались непреодолимой вершиной, и тебя с треском вышибли из художественной школы? Не беда! Мастер-классы по валянию – и сам Рафаэль тебе не брат.

Примеры можно множить до бесконечности – окружающая реальность генерит их пачками.

Кстати, сейчас вот самое время бросить в меня тапком и спросить: а что, собственно, в этом плохого? Ведь не все с юных лет могли заниматься любимым делом. У Машиных родителей, например, не было денег на бальные танцы; для Сережи полученная на физкультуре травма поставила крест на карьере гитариста; а у Ангелины из Хацапетовки вообще ничего не было в радиусе сотни километров, кроме коровника и кладбища. Что же плохого в том, что эти люди пытаются хотя бы отчасти реализовать то, что с детства грезилось, но так и не реализовалось?

В самом этом факте, бесспорно, ничего плохого нет. Плохо другое. Плохо, что стирается грань между творчеством и хобби-деятельностью. Между профессионализмом и «а я могу не хуже!». Между произведениями искусства, которые создаются годами и не теряют своей магии на протяжении веков, и одномоментными «высерами» с одномоментной продолжительностью существования, которая компенсируется завидной продуктивностью – по высеру в 10 минут.

«О, Боже мой! Они убили Кенни! Она не дает раскрыться моей внутренней богине! Сволочи! ь!», – подумали сейчас многие читатели.  Да ну нет. Даю. Раскрывайте, пробуждайте и реализуйте все, чего требует душа и Инстаграм. Дело идет, как всегда в этом блоге, о детях. Которых надо учить. Серьезно. Профессионально. Целенаправленно. И неважно, что после 7 лет за роялем ваша дочь пойдет в программисты, а сын, потратив «лучшие годы» в школе с математическим уклоном, отправится покорять Миланскую оперу. Важно, что у них выработается бесценный навык – навык ежедневного решения определенных локальных задач для достижения глобальной желаемой (пусть даже только сейчас желаемой) цели.

Цели могут меняться и будут меняться в течение жизни: мир сейчас слишком подвижен. Но вот единожды выработанная привычка каждый день заниматься сложными вещами без получения Оскара здесь и сейчас – это бесценный навык. Навык, помогающий вашим детям стать успешными профессионалами, которые на этой основе станут в жизни не креативными пустышками, сложенными наподобие коллажа, а цельными личностями, могущими действовать и вглубь, и вширь. Но – без потери качества. И без потери себя.

 

×

Tакже вы можете позвонить в редакцию по телефонам (057) 763-12-12, 763-14-14 или отправить письмо.