• Ср 24.04.2024
  • Харьков  +8°С
  • USD 39.78
  • EUR 42.31

Как харьковчанин строил Бушерскую атомную станцию

Интервью   
Как харьковчанин строил Бушерскую атомную станцию

Харьковский инженер-экономист Дмитрий Боженков поделился своими впечатлениями от участия в строительстве Бушерской АЭС на берегу Персидского залива в Южном Иране.

— Дмитрий, каким было первое впечатление от Бушера? Где Вы жили?

— Выйдя из самолета в аэропорту Бушера мы столкнулись с адской влажностью и температурой днем +42 ℃ и выше и +32-35 ℃ ночью.

Все иностранные работники, принимавшие участие в строительстве станции, проживали в одн­этаж­ных домах в отдельном городке. Его построили немецкие специалисты из компании Siemens, которые начинали строительство сразу двух блоков станции, но были вынуждены покинуть Иран из-за санкций, наложенных на страну после исламской революции 1978-1979 г.г., которая превратила светский Иран в строгое исламское государство шиитского толка, а также из-за начавшейся чуть позднее ирано-иракской войны. На пике строительства в городке одновременно проживали около 3000 человек. Территория городка была отделена высоким непроходимым забором с колю­чей проволокой, присутствовала серьезная охрана из числа местного населения, которая имела право патру­ли­ровать поселок в определенные часы суток, а в остальное время находиться на КПП. Проживающие в поселке специалисты были обязаны соблюдать строгий дресс-код: мужчины в брюках и рубашках, никаких шорт и маек с коротким рукавом; женщины в хиджабе без оголенных частей тела.

— Что Вы непосредственно делали? Как проходили рабочие дни?

— Наша организация выполняла строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы в поручен­ных объемах согласно подписанному договору. Планово-экономический отдел, в котором я работал  на площадке строительства, выполнял круг обязанностей, связанных с оформлением, защитой у генподрядчика и подписанием смет, актов выполненных работ, дополнительных соглашений; составлением и сдачей еженедельных и ежеме­сячных отчетов. Также мы решали вопросы оплаты труда, вели деловую переписку и делали многое другое. Трудовая неделя начиналась в субботу и длилась до четверга с 8-00 до 17-00. Нередко приходилось задерживаться и возвращаться в городок пешком, проделывая путь  около 3 км. Пятница была единственным выходным и в этот день обычно не работали многие магазины. Также проблемы с магазинами возникали в период Рамазана, когда они мало того, что не работали, но и в это жаркое время нельзя было в присутствии иранцев в дневное время пить воду, кушать, курить — это вызывало у них осуждение.

— Расскажите об иранцах, чем они отличаются от нас и что есть общего?

— Иранцы очень отличаются от нас в силу многочисленных специфических традиций. В их менталитете — глубокое искреннее уважение к отцу, матери, родственникам. В подав­ляющем большинстве это оптимистичные, улыбающиеся люди.  К нам — украин­цам — персы  относятся очень хорошо, хотя, если есть выгода, например, на рынке, обязательно обвесят и продадут товар как можно доро­же. Также бывали ситуации, что водители такси по приезду в точку назначения полностью забывали русский язык, на котором 10 минут назад они свободно говорили и начинали увеличивать стоимость проезда. При этом мы точно знали, что местные за такси платят в 2-3 раза меньше.

Также меня поразили иранцы, учившиеся в украинских ВУЗах, и то, с каким трепетом они вспоминают студенческие годы, проведенные в Киеве или в Харькове.

В условиях тотального сухого закона в стране местные жители редко проявляют агрессию, несмотря на восточный темперамент. Думаю, что из-за отсутствия алкоголя ситуация в медицине, связанная с сердечно-сосудистыми заболеваниями гораздо лучше, чем у нас в стране, хотя могу ошибаться.

Иранцы-персы, в подавляющем большинстве шииты, женятся на одной жене и заводят в браке не более 1-2 ребенка. Персы-арабы также состоят в браке с одной женой, но имеют от 2 до 6 детей, хотя могут жениться на 4 женщинах (т.н. временный брак). Впрочем, это очень глубокая тема и разобраться в ней сложно.

— А как с транспортом и дорогами?

— Основной транспорт в Иране составляют мопеды и мотоциклы, на которых может одновре­менно ехать муж, жена и ребенок впереди на топливном баке. Автомобили дороги, особенно иностран­ного производства, из-за огромных таможенных пошлин, которые в разы больше, чем у нас в Украине. Автомобили, произведенные в Иране, дешевле, но также трудно­доступны по цене простому иранцу и отличаются низким качеством деталей и сборки.

Качество дорог даже в отдаленном иранском «селе» превосходное, ям нигде не видел, хотя летом, когда температура воз­духа достигает +45 градусов, температура асфальта, наверное, больше 100 градусов, но это никак его не портит.

— Местная кухня сильно отличается от нашей? Какие блюда пришлись Вам по вкусу?

— Считается, что иранская кухня — одна из древнейших в мире и какая-то особенная, но, на самом деле, мне так не показалось, потому что блюда простейшие и построены на сочетаниях риса, картошки, курицы, люля-кебабов, овощей и фруктов. В традиционных ресторанах Тегерана меню состоит из двух-трех небольших страниц крупным шрифтом, в котором кроме довольно однообразной жирной еды, представлены напитки, чаи и несколько видов кальяна (это всего на двух небольших страницах).

— А как с отоплением и кондиционированием воздуха?

-Кондиционеры есть везде, в каждом магазинчике, автобусе, автомобиле, торговой точке. Его покупка стоит на первом месте для каждой семьи, потому что летом без него нельзя обходиться в помещении более получаса.  Отопления нет, температура зимой не падает обычно ниже + 10 ℃.  Количество солнечных безоблачных дней в году более 300, дожди в этой местности идут не более 10 дней в году, в основном осенью.

— Как Вы отдыхали?

— Вечерами и в наш единственный выходной  день пятницу мы ходили купаться и ловить рыбу на берег Персидского залива. Пляж был раздельный, мужчины — направо, женщины — налево.

А по сеседству с нашим городком  был рыбацкий поселок Бандарга с небольшим портом. Отлив в этих местах очень сильный, корабли часто садились на мель, и рыбакам приходилось возвращаться с промысла домой пешком.

В июле пляж регулярно закрывали, так как вода залива зацветала и там появлялись ядовитые морские змеи. Никаких особых развлечений у нас не было, кроме туристических поездок по древним городам и на немногочисленные курорты. Обычно такие поездки длились 1-3 дня. Мне очень понравился городе Шираз, часов 5 езды от нас по горам. И, конечно, жемчужина древнеперсидской архитектуры — город Персеполис.

Его построил Дарий I — царь из династии Ахеменидов, это было почти 2600 лет назад. Арочные ворота дворца и многочисленные колонны отлично сохранились и стоят несмотря на время и природные катаклизмы.

— С каким чувством Вы возвращались на родину?

— С чувством ностальгии по дому и удовлетворения от выполненной работы.

Автор: Игорь Нещерет
Популярно

Новости по теме:


Вы читали новость: «Как харьковчанин строил Бушерскую атомную станцию»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 22 декабря 2018 в 14:44;
  • Корреспондент Игорь Нещерет в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "О своей работе в Иране рассказал инженер-экономист Дмитрий Боженков.".