• Пт 19.04.2024
  • Харьков  +11°С
  • USD 39.6
  • EUR 42.28

Александр Давтян: Закон о деоккупации Донбасса опоздал почти на четыре года

Интервью   
Александр Давтян: Закон о деоккупации Донбасса опоздал почти на четыре года

Депутат Харьковского городского совета Александр Давтян о принятом 18 января 2018 года Законе о деоккупации Донбасса, расширениях полномочий Президента, конституционном праве украинцев на борьбу за суверенитет и «прививке» патриотизма

 — Александр Саркисович, Верховная Рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Как вы относитесь к этому закону, который называют законом о деоккупации Донбасса?

—  Этот закон многое расставляет по своим местам. Ту страну, которая принимает активное участие в этом конфликте, назвали страной-агрессором. Армия на законных основаниях стала принимать участие в этом конфликте. Теперь командование военной операцией на Донбассе переходит от СБУ к военным. Создается Объединенный оперативный штаб. Узаконили право главнокомандующего самостоятельно принимать решения.

 — Последний пункт был одним из самых обсуждаемых. Границы и перечень временно оккупированных населенных пунктов будут определяться президентом. «Самопомощь» опасается, что «Президент в мирное время и на всей территории государства сможет без согласия парламента применять Вооруженные силы Украины».

  В нашей большой стране всегда так: кто-то требует казнить, кто-то молит помиловать. Президенту дали право делать то, что должен делать главнокомандующий. Главнокомандующий – не нянька. Но у политиков заведено: что бы Порошенко ни сделал, даже если бы закон был принят в редакции «Самопомощи», все равно бы депутаты этой фракции критиковали бы его. Обычная политическая борьба.

Но есть наглядные примеры, к чему приводит отмененный принцип единоначалия. Вспомните демократизацию армии в России сто лет назад, в 1917 году. Иначе, как процессом разложения это не назовешь. Были отменены военно-полевые суды, солдаты сами решали вопросы смещения командира. Сменились три Верховных Главнокомандующих, менялись командующие фронтов и армий. Полки в полном составе отказывались идти в наступление, происходили восстания солдат, массовые дезертирства. Так была проиграна война.

Во время вооруженных конфликтов жизненно необходимо единоначалие. Причем жесткое. Этого как раз и не хватало до сегодняшнего дня. Если армия принимает участие в боевых действиях, то ею должен командовать главнокомандующий. Точка.

 — Законом о деоккупации мы признаем право армии принимать участие в боевых действиях. Мы признаем право применять оружие. Но Конституция Украины позволяет использовать войска только во время войны или в режиме военного положения.

 — Однако, в Конституции есть право на борьбу граждан за суверенитет. Разве у нас наемная армия? Нет, в ней служат граждане Украины. Враг захватил территорию Украины – украинцы обороняются. Все согласно пятьдесят первой статье ООН, «право на самооборону».

Я много общаюсь с ребятами, которые воевали и воюют. Знаете, что они говорят? «С той стороны стреляют, а наши юристы говорят: если вы будете стрелять в ответ и убьете, то де-юре, вы — убийца. А как же обороняться, не стреляя?» Глупость. Закон о деоккупации опоздал почти на четыре года. Если бы его приняли раньше, может и Крым бы не отдали. В четырнадцатом году командование могло бы отдать команду: огонь на поражение. Но нашим воинам даже оружие не выдавали.

 — Александр Саркисович, мы знаем, что уже имеются иски от России в международные суды об использовании Вооруженных Сил Украины на собственной территории в мирное время. Почему бы не назвать войну – войной?

— На сегодня в боевых действиях участвует более 30 стран. Разрушаются территории, гибнут люди. Почему же мы не слышим слово «война»? Вооруженный конфликт, инцидент, военная операция. Все что угодно, только не война. Дело в международном праве. Как только вы объявляете войну, вы убиваете экономику. Если это война — прекращают работать многие международные организации, которые помогают сегодня Украине. Потому что тогда получится, что они подогревают финансово эту войну. Полностью останавливается кредитование, любые международные поставки. Все направлено на принуждение к миру.

 — Споры были и по поводу уголовной ответственности за сотрудничество с оккупационными администрациями. Отдельно даже зарегистрирован законопроект о коллаборантах.

  Это непростой момент. Справедливо то, что законодательство должно обеспечить неотвратимость наказания для тех, кто участвовал в преступлениях, кто убивал, пытал, похищал людей. Существует перечень 19 тяжких преступлений, за которые будут судить. А вот что касается сотрудничества с оккупационными властями, то здесь не все так однозначно. Слесарь, работающий на заводе в «ЛНР» или бухгалтер в детском садике «ДНР». Они должны нести ответственность? Бухгалтер двадцать лет проработала в этом садике. На нашей территории никто ее с распростертыми объятиями не ждет. А у нее мать после инсульта. За что ее судить? Она же вынуждена была остаться на той территории. Я убежден, что нам нужно будет забыть обиды. Это очень тонкий вопрос, учитывая, что и Россия, и местные СМИ пугают «придет Украина и все вы окажетесь в концлагерях».

 — Как вернуть им веру в Украину? Что можно сделать, чтобы те, кто сомневаются в украинской перспективе региона, стали патриотами Украины?

 Принципиальной разницы между ожиданиями жителей Донбасса и запада Украины нет. Везде люди хотят одного: хорошей жизни. У нас же есть пример – Славянск. Пугалки, что придут «бандеровцы», потом «жидобандеровцы», еще кто-то. Помните истории о съеденных детях и распятых мальчиках? И вот освободили город. Наши ребята из батальона «Харьков» там стояли. Все происходило на наших глазах. Люди сравнили, что было и что стало. Была – война, город сотрясали взрывы. Перебои с водой, электричеством. Через три месяца город освободили и наступила мирная жизнь. Заработали банки, суды, автобусное и железнодорожное сообщения. Магазины наполнились продуктами. Качественными продуктами.  Небольшой город стал жить лучше, чем миллионный Донецк. Цены на квартиры подскочили в два раза. Вы знаете, что сейчас там местные отмечают день рождения Бандеры? Десять лет назад – это было бы немыслимо. Вот такая прививка.

Автор: Павел Велицкий
Популярно

Вы читали новость: «Александр Давтян: Закон о деоккупации Донбасса опоздал почти на четыре года»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 23 января 2018 в 09:39;
  • Корреспондент Павел Велицкий в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Депутат Харьковского городского совета Александр Давтян о принятом 18 января Законе о деоккупации Донбасса, расширениях полномочий Президента, конституционном праве украинцев на борьбу за суверенитет и «прививке» патриотизма".