• Понедельник 20.01.2020
  • Харьков 0°С
  • USD 24.25
  • EUR 26.94

В истории Украины остались следы шаманских культур

Интервью    1027
В истории Украины остались следы шаманских культур

Али-Гирей – харьковский исследователь архаичных культур, автор нескольких книг о шаманах, рассказал об исторических и археологических следах на земле Украины, связанных с темой шаманизма.
– Али-Гирей, в своих книгах вы исследуете шаманство и древние традиции, дошедшие до наших дней. Говорят, что шаманов в украинской истории не было – так ли это?
– Похожие утверждения приходилось слышать неоднократно (в том числе и от представителей научной среды). Якобы на территориях Украины не было шаманов и, соответственно, шаманской культуры, как таковой. Подобный наивный взгляд показывает насколько въелись в сознание людей стереотипы эпохи тоталитарного подхода к изучению этого сложного и, одновременно, очень интересного вопроса.
Современный уровень исследований истории, этнографии и антропологии показал, что в древности шаманы существовали практически у всех народов. В той или иной вариации: обряды-камлания, семейное шаманство, военный или государственный шаманизм. На территориях Украины следы шаманской культуры присутствовали с палеолита. Они заметны на петроглифах Каменной Могилы, в культуре трипольцев (предков гето-фракийцев, и части украинцев). Типичные элементы шаманских представлений выявлены, например, у кимерийцев, кельто-скифов, причерноморских скифов, сарматов, гетов (фракийцев), готов черняховской культуры, гуннов, авар, древних болгар и венгров-мадьяр. Каждая названная этническая группа несла часть духовной культуры иного прошлого, своего варианта достижения диалога с Духами Неба, Огня, Земли и Воды. Великие земледельческие культуры (как, например, трипольская) тоже использовали шаманские приёмы воздействия на атмосферу. Один из них вызов дождя – важнейшее действо для земледельцев. Жаль, но до нас не дошла музыкальная культура трипольцев. Хотя археологам известно немало сдвоенных керамических «барабанчиков-биноклей», применявшихся, вероятнее всего, в обрядах воздействия на погоду.

– Названные вами народы постоянно жили на землях древней Украины или они прибыли извне?
Украинские территории с древности служили своеобразным «бутылочным горлышком». Сквозь него, тысячелетиями текли народы и племена, основывая поселения или кочуя со скотом. Менялся климат, и люди шли дальше. Земледельцы и скотоводы, охотники и воины, и, несомненно – шаманы.
Ещё лет 30 назад, среди учёных постсоветского пространства, со скрежетом и сопротивлением академических монстров, утверждался вопрос обширных миграций в глубокой древности. Именно перемещения народов и племён (иногда значительных масс людей) дополняли духовное пространство аборигенов иными веяниями, мифами, музыкой, обрядовыми новшествами.
Представьте, как тысячи лет назад, толпы мужчин, женщин и детей, бредут за повозками, запряженными быками, в поисках лучшего места под Солнцем. Кто-то из них мог быть вашим предком… Люди уходили с обжитых родных мест по разным причинам: климатические сдвиги, нашествие беспощадных врагов, перенаселение, вытеснение более слабых групп, эпидемии и т.д.
Перемещение части индоевропейских народов, несших культурный отпечаток архаичного шаманства древнейшей Европы, проходило, в том числе, свозь земли современной Украины. В основном через степи Северного Причерноморья, где пришельцы прожили вероятно не одно поколение, чтобы странствовать дальше в Центральную Азию и Южную Сибирь. Другие ветви мигрантов, например, – арии добрались в Индию, или, как тохары – в Западный Китай. Археолог Ковалёв А.А. считал предками тохар носителей одной из культур Алтая – чемурчекской. До появления на Алтае её прародители жили во Франции и Швейцарии – ещё в эпоху западноевропейского неолита. По наиболее вероятной модели переселения – их путь на восток прошел сквозь территории Украины.
Не все мигранты двигались дальше. Какая-то часть по разным причинам оставалась. Поэтому в науке превалируют две основных теории расселения в Евразии – миграционная и оседло-автохтонная. Это означает, что, если пришлые завоеватели не проводили тотальный геноцид аборигенного населения – его древнейший генотип переживал эпохи. И даже, порой, преобладал над потомками победителей.
– Получается, что передвижения влияли и на религиозные взгляды? Много ли подобных миграций прошло через Украину?
– Таких глобальных перемещений в истории Евразии известно несколько. Одна из них способствовала рождению долговечного ответвления мировой шаманской культуры. Около III тысячелетия до н.э. обширная миграция индоевропейских выходцев из Европы достигла Южной Сибири и Минусинской котловины. Благодаря ей, спустя века, родилось уникальное явление – «Алтайский шаманизм». Скобки не случайны, ведь, в это понятие (введённое профессором Л.П. Потаповым), входят шаманские культуры не только алтайцев, монголов, тюрков, тунгусов, самодийских народов, но и даже некоторые культовые предметы саамов-лопарей – оленеводов Кольского и Скандинавского севера.
Вы спросите – причём здесь Украина? – Ответ прост: потомки европеоидных племён, некогда ушедших в Центральную Азию (смешавшихся там с монголоидами), – неоднократно возвращались… Мы знаем их как скифов, сарматов, аланов, половцев, печенегов, татар и многих др. Как говорилось выше – Северное Причерноморье испокон веков служило «бутылочным горлышком» многим народам и племенам, впоследствии освоившим Великую степь от Маньчжурии до Центральной Европы.
Перемещения людей (а значит распространение их духовности, технических новинок, приёмов приручения животных) заметно упростились в конце бронзового века. Сегодня предлагается несколько ареалов приручения коня. Один из них – Украина. Затем, по степным просторам быстро распространяется верховая езда, породившая славную эру всадничества и номадизма. Новые возможности передвижения в корне меняли духовную культуру и её представления.
– Насколько верно мнение, что шаманство в основном связано с кочевниками или с народами близкими к ним?
– Это не совсем так. Немало народов ведущих оседлый, городской или земледельческий образ жизни прибегает к помощи шаманов по сей день. Кстати материалы по древнеславянскому шаманству очень убедительно приводил академик Б.А. Рыбаков. Но, у кочевников, в силу иной ментальности, грани, определяющие роль шамана в обществе, намного заметнее. Многие кочевые и оседлые народы древности практиковали воинский шаманизм (часто с жестокими, кровавыми культами). Его место в кочевой культуре диктовала воинская кровавая среда. Например, восходящий к палеолиту, культ отрубленных голов (иначе – культ черепов) – абсолютно шаманский по сути, связанный с захватом духа-души противника. Его элементами являлись добыча скальпов и создание особых чаш из черепов поверженных врагов. Подобные культы наблюдались у скифов, сарматов, кельтов, гуннов, печенегов и т. д.
Кочевники киммерийцы, а позднее скифы, гунны, половцы и другие тюрки (чёрные клобуки, торки, печенеги и берендеи) – все исповедовали культы Неба и предков. У многих древних народов мира и сегодня их отправляют шаманы и или особые служители, совместившие жреческо-шаманские функции. Первый – тенгрианский (небесный) родственный большинству подобным культам скифо-сибирского и тюрко-монгольского миров. В его основе – Вечное Синее Небо (Тейри, Тенгри, Тэнгэре Тенгир) – Всеотец (как скифский Папай), зримый символ – воплощение Космического Порядка и Справедливости, дарующее победу, всеведущее, всезнающее Небо-Тэнгри. Отсюда и название «небесного шаманизма» – тенгрианство. Что касается культа предков – он всегда выражался у степняков в установке монументальных статуй ещё с эпохи меди. «Каменными бабами» ещё относительно недавно были наполнены все Причерноморские степи.

Каменная стела эпохи бронзы под Лисичанском. Лицевая сторона.

Керносовский идол. 3 тыс. д.н.э.

– Али-Гирей, поясните, что влияло на шаманов-кочевников в новых условиях – они теряли связь со старыми представлениями или, это происходило как-то иначе?
– Основная сложность в изучении шаманских культов состоит в индивидуальных особенностях шаманства отдельных семей и родов, не говоря уже о собственных, персональных секретах самих шаманов. Общие признаки шаманских культур и этнографические особенности населения не всегда помогают в поиске корневых источников представлений данных этносов. Последующие и предыдущие наслоения усложняют задачу. Особенно, если в устоявшуюся картину вмешиваются мощные этногенетические и религиозные процессы. Однако в психологической структуре самих шаманов заложена изначальная способность к восприятию новых источников Силы, в том числе и в образе пришлых Божеств. Естественно, если их носители и служители иной веры не способствуют уничтожению представителей шаманства.
Без шаманов или формировавшегося жречества, наделённого шаманскими полномочиями, не могла обойтись в глубокой древности ни одна серьезная церемония. Требовалось сопровождать дух покойного в иной мир, доставлять души жертвенных животных к почитаемым предкам, заручиться поддержкой Великих Божественных Сил. В период активных перемещений народов роль шамана усиливалась. Его долг – договариваться с неведомыми Духами окружающих пространств, новых, или покорённых территорий. Внедряясь в чужую среду, шаманисты искали точки преткновения не только с людьми, но, в первую очередь, с местной Природой с Её мощью Земли и Воды.
Отношения между кочевыми сообществами, делившими сферы влияния, требует объяснений. Связь «охотник-жертва» у кочевников часто распространялась на вражеские племена. Это диктовалось не только захватом новых территорий для выпаса скота, но и экстремальными условиями выживания из-за периодических смен климата. Не стоит опускать воинскую ритуальность и жуткие военные культы. Эта сторона усиливалась в ходе непрерывных межплеменных столкновений, провоцируя соответствующие обычаи и связанные с ними шаманские и магические представления. Подобная мораль требовала от степных витязей постоянных подвигов, поддерживаемых знанием гарантированного перерождения в среде своих (в земном или ином мирах). За исключением случаев гибели души от ритуальных действий врагов.
Преимущество шаманства для воинов демонстрировали каждодневные стычки и дальние походы, где без ощущения единства с окружающим миром выжить проблематично. Воин, спаянный системой тотемно-родо-племенных ценностей, был непобедим. Он бесстрашно умирал, веря в перерождение в одном из Трёх миров, или в возрождение в загробном мире, откуда его душа могла помогать сородичам, общаясь с близкими через родового шамана. Лев Гумилёв (кстати, недолюбливавший шаманскую культуру) объяснял данный вопрос тем, что в степи, где мало естественных укрытий, вероисповедание долго не имело особого значения. Там превалировали родовые связи и доблесть воинов. Честность договоров гарантировало Небо, а потому иноплеменный гость всегда находил приют и угощение в юрте кочевника.
– Древнегреческие авторы упоминали о древних путешествиях через Скифию в загадочную Гиперборею. Этот путь мог проходить через Украину?
– Он начинался в Северном Причерноморье (для греков и причерноморских скифов). Но это очень интересная тема, требующая пояснений… Античная традиция, повествующая о Гиперборее, как о чудесной стране мудрецов, имеет вполне реальные корни взаимосвязанные с шаманской культурой. Современные исследователи, всё чаще, рассматривают вопрос о двух «Гипербореях». Иногда даже о трёх… Но, обе последних расположены в относительной близости друг от друга, являясь частями довольно схожих культур. Первую (северную) Гиперборею – располагают на Кольском полуострове в Карелии, Лапландии и русском Севере. Но нас, в данном случае, – интересует вторая. Откуда сако-скифские пророки вроде Анахарсиса несли свою духовность в античный мир. Она растекалась из глубин Азии. Там находился древнейший духовный центр не только всего Скифо-сибирского мира, но, вероятно, и всей Великой степи того времени.
Вы скажете – скифы (саки) – какие философы? Увы, этого типичный след европоцентристского отношению к мировой истории и культуре. Напомню, что царевич Сиддхартха (более известный как Будда Шакьямуни) происходил из рода Шакья – что является индийским названием скифов, а точнее – саков. Их любимый символ – Золотой Солнечный олень (саг – олень), кстати, отражен в буддийских изображениях, связанных с Буддой, хотя там его наличие интерпретируется несколько иначе… Это очень интересная тема – но, вернёмся к азиатской Гиперборее.
Исследователи всё чаще связывают античную традицию о Гиперборее с южносибирской «Долиной Царей» – Минусинской котловиной, усеянной мощными курганами и каменными изваяниями. Часть их и сегодня впечатляют людей своими размерами и воздействием. Самые древние изображения с «третьим» глазом (даже древнее индийских) найдены именно там – в Хакассии – в Минусинской котловине.

Когда колесничие предки скифов и сарматов – андроновцы достигли её пределов (приблизительно ок. 1800 гг. до н. э.) там уже стояли изваяния, поразившие пришельцев.
Народы, оставившие стелы, схожие с тотемными столбами, к тому времени растворились в окружающих племенах. Но, местное население, по сей день, ритуально «кормит» сущностей, пребывающих в изображениях.

Несмотря на этот фактор учёные считают, что предыдущие традиции прервались… Выше уже говорилось, что европеоидная часть предков этих народов шла в Южную Сибирь и Центральную Азию через Причерноморье. Этногенез строителей Минусинских изваяний довольно сложный. В нём немало места для научных баталий…
Древние греки поддерживали зыбкую связь с азиатской Гипербореей через причерноморских скифов. Путь туда начинался от Меотийского болота (Азовского моря). В Гиперборею отправлялся в странствования поэт-чудотворец Аристей из Проконнеса – живший ок. VII в. до н. э. Вернувшись назад он впадал в шаманский транс. Его душа в виде птицы-ворона покидала тело.
Когда греки колонизировали берега Северного Причерноморья (приблизительно с VI в. до н.э.) их близкими соседями античных городов-полисов оказались тавры, киммерийцы и скифы. От них греческая культура почерпнула глоток иной – архаичной философии, исходящей из шаманских представлений глубинной Скифии, в том числе – о Гиперборее. Они наслоились на былые греко-арийско-фригийские представления, восходящие к Северному Циклу индоевропейских мифов очень седой старины
Ещё до колонизации Северного Причерноморья древнегреческая цивилизация заимствовала у соседних фрако-фригийцев ряд Божеств и культурных героев, имевших явные шаманские функции. Например, Орфея – типичного шамана, вводящего в транс животных и людей, камлающего с помощью музыки, ходившего в Нижний мир за душой Эвридики. Медведицу – Артемиду и солярного Бога одухотворённых способностей – Аполлона. Это светлое Божество отправлялось в страну гипербореев на колеснице, запряжённой лебедями, о чём упоминал Алкей (поэт VII в. до н. э.) в гимне Аполлону.
– Причерноморские скифы тоже шаманили? Кто из авторов об этом сообщал?
– Скифы, описанные Геродотом в Причерноморье, демонстрировали воинские и лечебные шаманские ритуалы. Лучший переводчик «Отца Истории» – Г.А. Стратановский, комментируя «скифскую баню», отмечал в этом действе явное наличие шаманского обряда. Хотя, в советской науке долго царил постулат, утверждённый авторитетным исследователем скифо-сарматской культуры профессором Б.Н. Граковым. Учёный считал, что у скифов шаманов не было! Его мнение притормозило процесс изучения скифской шаманской культуры. Но не остановило.
– А что вы можете сказать о кельтах, живших в Западной Украине? У них шаманы были? Кто из авторов об этом писал?
– Действительно, восточная ветвь кельтов-галлов оставила название – Галичина, подтверждающее их былое присутствие. Западная Украина входила в наиболее восточный ареал расселения кельтской культуры. О её шаманских корнях говорят архаичнейшие культы, восходящие к палеолиту. Например, вышеупомянутый культ отрубленных голов (связанных с захватом духа противника – чисто шаманские воинские практики). Во 2-ой пол. 1-го тыс. до н. э. галло-кельты (раннеисторические народы центра и запада древней Европы) активно расселяются по континенту. Античные историки звали их «галлы» и «галаты». Восточная ветвь кельтов шла с верховий Роны, Рейна, Дуная и Вислы. Уже около 300 г. до н. э. они достигли верховий Тисы, Прута и Днестра, выйдя к низовьям Южного Буга. Интересны работы о галло-кельтах профессора истории доисторического периода Пражского университета и директора Археологического института Яна Филипа. Судя по его работам влияние кельтов распространилось не только на польскую территорию к северу от Карпат, но и на северо-восточные территории современной Украины.  В Закарпатье кельтские поселения известны в районе города Мукачево. На западе Украины присутствовало их сильное культурное влияние, включая торговые связи. Следы кельтизации заметны в северном Причерноморье и в зарубинецкой культуре Поднепровья. Об этом свидетельствуют характерные заколки-фибулы, восходящие к галло-кельтским образцам. Весь IV век до н.э. кельты совершали набеги в Карпатскую котловину. Однако им препятствовали скифы, стоявшие насмерть, вдоль течения Тисы. Из-за скифского военного превосходства галло-кельтам пришлось сменить направление экспансии, свернув на юго-восток, к Балканам. Столкновения и вероятный симбиоз привели к появлению недолговечных гипотетических кельто-скифских культурных и этнических образований. Так, У. Брей и Д. Трамп объясняли кельтский стиль изображения привычных и фантастических животных – «влиянием скифов» (восточных соседей причерноморских скифов). Интересно, что изображаемая символика и мифологические портреты Духов-хозяев животных в шаманских культурах Севера ближе к кельтской культуре, чем даже скифские образы. Сказывается влияние древнейшей палеоевразийской мифопоэтики. Её архетипы возникли ещё в шаманской культуре палеолита. Например, – Мировое Древо (символ Трёх миров – Верхнего мира Духов и Божеств, Среднего – мира людей и Нижнего – потустороннего. К сожалению, до нас не дошли письменные свидетельства о шаманских традициях галло-кельтов Украины. Однако, в кельтской культуре они известны и достаточно заметны. Как, например, «бычий сон» – известный случай транса друида во время выборов короля Тары. Практик съел мясо, принесенного в жертву быка, а затем впал в особое состояние, чтобы обрести способность предсказывать и подтверждать акт избрания.
– Мы знаем, что у киевских князей в роду и в дружинах находились викинги. Они верили в Одина – бога-шамана. Их присутствие связано с нашей темой?
– Через Украину лежал важный стратегический путь – «из варяг – в греки», ведущий от Скандинавии в Малую Азию. Легендарная традиция приписывает его открытие Ивару Широкие Объятья – легендарному конунгу VII века, из династии Скьёльдунгов. По одной из версий, его прямой предок Сигрлами (сын Одина), живший, вероятно, во 2-ой пол. I в. до н.э., некогда был королём Гардарики (Руси). Интересно, что Великая Свитьод (Великая Швеция) по данным Снорри Стурлуссона (1178–1241 гг.) располагалась тогда севернее Азовского моря.
Широко известны религиозные взгляды викингов и их былая приверженность Одинизму – форме скандинавского шаманизма. Дружинная культура Киевской Руси не избежала влияния викингских династов, пребывавших в лоне древнескандинавского шаманизма, где сам характер культов пересекался с присутствием Божеств-шаманов.
Духовную культуру, схожую с германо-скандинавским шаманизмом, до принятия арианства исповедовала готская верхушка черняховской культуры (очень сложная по этническому и, соответственно, духовному составу). На западном – Карпатском крае её ареала обитали галлы и кельто-скифские племена, гето-дакийские карпы, праславянские племена и ряд исчезнувших этнических групп, чья принадлежность зыбка или неясна. Далее на восток: территории, покорённые причерноморскими готами, включали, кроме славян, потомков ираноязычных групп скифов, сарматов, ряд народов балтского и финно-угорского массива. Казалось – готскому могуществу не будет конца. Но – всё проходит… Территории Готского королевства становятся жертвой гуннской орды.
– Али-Гирей, поясните, откуда известно, что у гуннов были шаманы? Сохранились какие-то данные? Можно ли им доверять? Насколько я знаю даже археологи не всегда могут отличить гуннские могилы от сарматских…
– Действительно, – такая проблема есть. Поэтому, для обозначения историко-археологического периода введён термин – «Гунно-сарматское время». В наследие гунно-сарматской эпохи (II в. до н.э. – IV в. н.э.), также, входят могильники и археологические находки, связанные с предками гуннов – центральноазиатскими хуннами. Они завоевали восточных сарматов. Но, после разгрома державы Хунну сяньбийским правителем «сыном Грома» – Таншихаем (II в.), многие хунны спасались через сарматские территории Северного Казахстана в Приуралье и Поволжье. Там, между Каспием и Уралом, находилось ещё одно «бутылочное горлышко» Евразии. На данных территориях, за счёт вынужденного соседства, усиливались этнические и культурные смешения. Непременный симбиоз порождал заметное единообразие в одежде, воинском снаряжении, искусстве, и т. д. Вряд ли эти процессы обошли духовную жизнь. К тому же, у хунну зафиксирован государственный шаманизм. Эти центральноазиатские предки гуннов слыли настолько воинственным народом, что мировая цивилизация обогатилась Китайской стеной, первоначально, выстроенной против них.
Гунны, как кочевой народ, сложились в Приуралье во II–IV вв. Их массовое передвижение на запад (с 70-х гг. IV в.) дало толчок Великому переселению народов. В 375 году, разгромив аланов, гунны, ведомые каганом Баламиром, перешли Дон. Их натиск низверг могущество Готского королевства Германриха (основу черняховской культуры). Затем, временно распавшись на относительно независимые племена, гунны заселили обширные равнины между Волгой и Дунаем. Позднее, центром их владений стала долина реки Тисса. Историки считают, что практически вся Украина входила в империю кагана Аттилы – самого знаменитого гуннского правителя-полководца. Подчинив германцев и целый массив других этносов, Аттила возглавил мощный союз племен, обратившийся в Гуннское царство или, точнее, в Гуннский каганат – известный опустошительными походами. С гуннами связано наиболее раннее (письменное) упоминание термина шаман в виде древнетюркского «кам». Так, в шаманской культуре Алтая и Тувы именуют шамана по сей день. Это сведение относят к середине V веку. Термин встречается у позднеантичного историка Приска Панийского, жившего при дворе кагана Аттилы в составе посольства. Л.П. Потапов пояснял, что слово «кам» значительно древнее. Ведь, судя по древнекитайским летописям, «шаманы у хуннов были и на их азиатской родине». Судя по сведеньям Приска, слово «кам» входило даже в отдельные титулы правящей верхушки у гуннов. Так, титул ata kam – буквально «шаман-отец», – носил верховный шаман, определявший «какие месяцы и годы будут благоприятными для народа».

Гуннский бронзовый котёл, используемый как ритуальный атрибут.

– Что стало с шаманской культурой Северного Причерноморья после гуннов?
– После, относительно, недолгого периода владычества гуннских орд в Северном Причерноморье наступила продолжительная эпоха владычества тюрко-монгольских кочевников. Стоит отметить, что все они: авары, древние болгары (не путать с болгарами-славянами), тюрко-хазары (не путать с иудео-хазарами), печенеги (канглы), половцы (кыпчаки), торки и гузы (туркмены), чёрные клобуки (каракалпаки) и берендеи, как и их «скифоидные» предки, находились под воздействием шаманской культуры. Продолжали камлать и угро-мадьярские шаманы-тальтоши, переселившись из приуральской Magna Hungaria на новую родину. Их путь из Приуралья также лежал через земли Украины.
– Спасибо Али-Гирей. Желаю удачи в вашей исследовательской деятельности.

Иллюстрации предоставлены Али-Гиреем.

 

Автор: Игорь Нещерет
×

Tакже вы можете позвонить в редакцию по телефонам (057) 763-12-12, 763-14-14 или отправить письмо.