• Чт 25.04.2024
  • Харьков  +14°С
  • USD 39.47
  • EUR 42.18

«Бери — и выдумай»: как Telegram стал оружием России в информационной войне с Украиной

Интервью   
«Бери — и выдумай»: как Telegram стал оружием России в информационной войне с Украиной

Кому и для чего нужны анонимные Telegram-каналы? Кто их ведет? Есть ли там настоящие «инсайды» и сколько правды в «раскладках»? О «черной» стороне популярной социальной сети в эфире программы «Информационный вечер» на телеканале Simon рассказал журналист-расследователь Юрий Смирнов.

1 февраля СБУ сообщила о разоблачении сети псевдоукраинских Telegram-каналов, работу которых контролировали российские спецслужбы. Среди таких пабликов – «Легитимный», «Резидент», «Сплетница», «Черный квартал», «Тремпель Харьков» и другие. Но еще год назад журналист Юрий Смирнов провел собственное расследование, в котором показал анонимную сторону Telegram и связь некоторых популярных каналов с Кремлем.  

«Их цель — создать хаос, создать ощущение, что все в украинской власти враги друг другу»

— Со стороны кажется, что год назад, когда вы провели свое расследование, проблема анонимных псевдоукраинских Telegram-каналов была не настолько актуальна. Почему вы решили взяться за эту тему?

— 3 февраля был ровно год, как мы выпустили наш большой материал об анонимной империи Павла Дурова под названием Telegram. На самом деле эта тема была очень актуальна и тогда. Осенью 2019 года мы начали фиксировать первые анонимные Telegram-каналы, которые рассказывали политические инсайды. Например, Telegram-канал «Темный Рыцарь», который сейчас очень популярен, тогда только начал рассказывать об инсайдах из жизни политической фракции президента «Слуга народа». Затем был тоже очень популярный в то время Telegram-канал «Джокер». Его администраторы переписывались с разными чиновниками под видом других чиновников и таким образом публиковали компромат. Кроме этого мы начали замечать откровенно пророссийские нарративы в этих Telegram-каналах. Между строк, а иногда и прямым текстом, была понятна цель: создать хаос, создать ощущение, что все в украинской власти враги друг другу. Это очень известная политтехнология Кремля — ​​дестабилизировать ситуацию внутри страны. Для этого они начали использовать украинский сегмент Telegram-каналов. Поэтому мы решили ими заняться. 

Павал Дуров при жизни становится виртуальным персонажем

«В действительности Telegram — очень секретная компания»

— В своем расследовании вы говорили о том, что никто не знает, где находится офис Павла Дурова. Сами они сообщали, что вроде бы расположены в Объединенных Арабских Эмиратах, а до этого побывали в различных странах. Почему они постоянно мигрируют? И можно ли доверять этой информации или она для «отвода глаз»?

— Мы не можем утверждать, что это фейковая информация. Но точно так же мы не можем утверждать, что их расположение в ОАЭ правдиво, потому что в действительности Telegram — очень секретная компания. Например, большая часть разработчиков этого мессенджера родом из российского Санкт-Петербурга. Как сообщается в разделе «Вопросы/Ответы» на самом сайте Telegram, они вроде бы сейчас в Эмиратах, но до этого пытались устроить свой офис в Лондоне, Берлине и Сингапуре. Но надо понимать, что никаких входных данных мессенджер не публикует. Когда мы готовили наш материал год назад, то пытались связаться с офисом Telegram, но не нашли ни электронной почты, ни номера телефона, ни Twitter-аккаунта. Аналогично, мы не можем попасть в офис и пообщаться с сотрудниками мессенджера. И, конечно, мы никоим образом не можем как-то проверить эту информацию, размещенную на сайте. С таким же успехом мы можем предположить, что администрация Telegram до сих пор находится в том же Санкт-Петербурге, откуда родом большинство сотрудников. Поэтому у меня нет однозначного ответа: Дуров врет, или говорит правду. Есть информация, но мы не можем ее проверить и как журналисты мы не можем сделать утверждение.

«Вместо пользователей — сим-карты»

— Вы также приводили цифры относительно количества пользователей Telegram. Тогда это было что-то около 300 миллионов человек. И преимущественно это были люди из так называемых «стран третьего мира». Как изменилась ситуация сейчас? 

— 300 миллионов человек — это ежемесячная аудитория. То есть, столько людей на тот момент активно пользовались этим мессенджером. Опять же, эту информацию мы взяли не из какого-то поста или публичного заявления. Эту информацию мы нашли в докладе комиссии по ценным бумагам Соединенных Штатов. Это еще раз показывает, насколько скрытная это компания. По состоянию на сейчас, мы можем анализировать заявления самого Павла Дурова. В начале января этого года он заявил, что аудитория мессенджера превысила полмиллиарда пользователей в месяц. Еще более свежая информация от Дурова была после известных событий в Вашингтоне, когда сторонники Трампа пытались штурмовать Капитолий. Именно после этого Twitter заблокировал аккаунт Дональда Трампа, и тогда Дуров заявил, что за 72 часа после этих событий в Telegram зарегистрировалось 25 миллионов пользователей. Опять же, в какой-то степени мы можем поверить, что рост Telegram происходит, но проверить информацию невозможно. Вместо пользователей могут быть сим-карты, поэтому как-то верифицировать эту информацию невозможно.

«После того, как Twitter заблокировал Дональда Трампа, многие его сторонники и сторонники теории заговоров перешли в Telegram»

И да, в начале своего развития Telegram действительно был популярен в так называемых недемократических странах, как Эфиопия, Иран, Узбекистан. Затем он стал популярным в других автократичних странах. Мы все помним прошлогодние события в Беларуси, когда Telegram-канал под названием «NEXTA» был единственным источником информации для очень многих белорусов, потому что в Беларуси есть монополия государства на СМИ. Сейчас на этот канал подписано более двух миллионов пользователей, и он стал источником единения, где оппозиционные силы сообщают о своих планах. Это пример плюсов Telegram.

Конечно, после событий в Соединенных Штатах в январе, популярность Telegram очень выросла. Например, одним из тех, кто официально перешел в Telegram и завел там свой аккаунт был сын Дональда Трампа. У него официальный верифицированный (с синей галочкой) аккаунт, и он там пишет. Также, после того как Twitter заблокировал Дональда Трампа, многие его сторонники и сторонники теории заговоров перешли в Telegram. Среди них он стал популярен, потому что анонимный, поэтому можно спрашивать все, что угодно, и тебе за это ничего не будет. А что нужно сторонникам теории заговоров, как не такая среда для их «творчества».

И мы помним, что недавно главный конкурент Telegram WhatsApp сообщил об изменении конфиденциальности. Он уведомил пользователей, что будет передавать данные своей материнской компании Facebook, и это также спровоцировало многих людей перейти в Telegram. Поэтому я думаю, что мы и дальше будем наблюдать за распространением географического влияния Telegram в мире.

«Террористы ИГИЛ пользовались Telegram для связи друг с другом»

— Анонимность Telegram провоцирует им пользоваться не только людей, которые борются за демократию, если говорить о Беларуси, но и террористов. Часть вашего расследования была про это. Как Telegram этому противостоит сейчас? Насколько я знаю, они блокируют такие аккаунты. 

— Да, несколько лет назад были теракты во Франции. Согласно версии следствия, террористы ИГИЛ пользовались Telegram для связи друг с другом. Их очень привлекает такая защищенность и шифры Telegram, которые недоступны для спецслужб. То есть, ты можешь взять какую-то там швейцарскую сим-карту, с нее переписываться, и спецслужбам будет очень трудно все это отслеживать. Поэтому Telegram сейчас публично завел аккаунт, который занимается тем, что рассказывает статистику: сколько за последний месяц или неделю было заблокировано Telegram-каналов, которыми, якобы, пользовались террористы. Но учитывая то, что если Telegram-канал заблокировали, ничто не запрещает купить новую сим-карту и создать другой канал, я не очень уверен в эффективности действий Telegram. 

«Все связи с Кремлем станут понятны, если просто проанализировать контент»

— Если переходить к украинским реалиям, то каналы, которые сейчас попали в поле зрения СБУ, это не все те Telegram-каналы, которые вы исследовали год назад. Какая между ними связь и кого не хватает в этой группе каналов, о которых сейчас говорят?

—  Если прочитать сообщение СБУ и наше расследование, то может возникнут вопрос, а почему эту информацию вынесли в публичное пространство только сейчас. На самом деле, все связи с Кремлем станут понятны, даже если просто проанализировать контент. Когда мы делали это расследование, мы обращались к СБУ, и уже тогда нам говорили о тех механизмах, которые используют анонимные каналы. Например, все они пользуются швейцарскими, шведскими или какими-то другими сим-картами, потому что это делает их недосягаемыми для наших спецслужб. Наверное, все это время СБУ собирала доказательства. Но и в сообщении СБУ, и в нашем расследовании говориться о двух главнейших Telegram-каналах. Они, кстати, входят в топ-5 самых популярных каналов по количеству подписчиков в «украинском» сегменте. Это «Легитимный» и «Резидент». Мы еще в нашем расследовании четко показали, что они связаны с Кремлем, а сейчас СБУ просто подтвердила наши заявления и официально сообщила, что эти два Telegram-канала администрировались с территории Приднестровской Молдавской Республики, которая контролируется Россией и финансируется кураторами из России.

«В Telegram-канале можно купить все: от подписчиков до результатов анонимного опроса»

— Оба канала были популярны еще тогда, когда вы проводили расследование, но за этот год их аудитория выросла в несколько раз. Это настоящие люди или подписчиков накручивают «симками»?

— Здесь надо понимать, как набирают аудиторию Telegram-каналы в России. Украинские паблики это благополучно переняли. Как происходит так называемая раскрутка. В Telegram-канале может быть 5 — 15 настоящих людей, все остальное — сим-карты. В пропорциях это примерно 30-40% настоящих людей, 60-70% — сим-карт. Если мы сейчас видим в «Легитимном» 160 тысяч подписчиков, то можно предположить, что около половины из них — сим-карты. Надо понимать, что в Telegram-канале можно купить все: от подписчиков до результатов анонимного опроса. 100 долларов — и вот у вас 20 тысяч подписчиков. Но Telegram-каналы раскручиваются, конечно, не только за счет ботов. Еще есть репосты. Когда никому не известный канал репостит к себе самый крупный Telegram-канал России или Украины, возникает вопрос: а почему именно его? У него всего 200 подписчиков, из которых 100 — сим-карты. Все это делается для того, чтобы люди видели этот канал и думали: «Интересно, а почему его репостят известные каналы? Я, наверное, тоже подпишусь, чтобы присоединиться к инсайдам». Поэтому обычно, когда вы видите такие цифры как у Анатолия Шария — согласно статистике, крупнейшего украинского Telegram-пользователя с более чем 200 тысячами подписчиков, — то не надо думать, что все эти подписчики — реальные люди. Где-то половина — это могут быть обычные сим-карты, которые создают у людей видимость, что это очень популярный Telegram-канал.

«Пользуются методом Геббельса: 33% — правды, 33% — полуправды, 33% — выдуманный бред»

— По вашим исследованиям, есть ли в информации Telegram-каналов правда? Как там формируется контент?

— Наверное, если говорить о том, есть ли правда в Telegram, то правда есть в официальных Telegram-аккаунтах. Например, в Telegram-канале Владимира Зеленского или каких-то других публичных людей. То есть, мы говорим не об анонимных Telegram-каналах. Если говорить об анонимных, то каждый читатель, которому попадает какая-то информация из анонимных каналов, должен понимать, что она там неспроста и кому-то выгодно ее публиковать. Основной инструмент анонимного Telegram — поливать грязью своих политических оппонентов, или в случае Кремля — дестабилизировать ситуацию в середине Украины. Поэтому о какой-то правде говорить не стоит. Когда мы делали свое расследование, то нашли одного из бывших администраторов одного из анонимных Telegram-каналов. Он был журналистом, то есть привык проверять информацию, брать ее из официальных источников. Но он рассказал, что когда спрашивал у администрации канала, а где же брать информацию, те самые «инсайды», ему сказали: «Не заморачивайся. Если надо — бери и выдумывай». То есть, ему дают какой-то основной месседж: надо написать грязь о каком-то чиновнике из Офиса президента. И ему надо придумать и написать, например, что он метит в премьер-министры. «Сбить» депутата таким образом. В анонимном Telegram пользуются методом Геббельса: 33% — правды, 33% — полуправды, 33% — выдуманный бред.

«Цитированием Telegram-каналов начали грешить политики»

— Мне кажется, что большой проблемой еще является то, что и некоторые традиционные СМИ также ссылаются на эти «инсайды». Изменилась ли ситуация с этим? Стали ли ссылаться на анонимные Telegram-каналы больше или такие источники теперь используют реже?

— Если говорить про крупных и авторитетных СМИ, то из таких никто информацию анонимных Telegram-каналов не использовал. Но вопрос в другом — в рейтингах СМИ. Одним из рейтинговых СМИ является «Страна.ua». У нее есть свой читатель, которого она «кормит» этой информацией. В начале я рассказывал о таком Telegram-канале «Джокер». «Страна» очень много сделала для его популярности. Проблема тут даже не в самом Telegram-канале. Сам по себе анонимный Telegram может быть и не таким страшным. Но когда их начинают цитировать традиционные медиа (я уже не говорю о телевидении), тогда это действительно становится проблемой. Пророссийские нарративы попадают в медиапространство, и люди, условно говоря, в возрасте 50+, которые никогда в жизни не пользовались Telegram, читая «Страну» или другие СМИ, знакомятся с этим контентом.

Относительно того, изменилась ли ситуация. Я бы не сказал, что очень. Напротив, цитированием и использованием анонимных Telegram-каналов в качестве источника информации начали грешить политики. Многие политики завели свои публичные Telegram-каналы и делают репосты откровенных фейков. Может, у них и нет задачи распространять эти нарративы, но тем, что они ссылаются на эти каналы, они заставляют людей зайти туда — и часть пользователей там же и остается.

«Не будет Telegram, появится условный Tik-Tok»

— Если говорить про спецоперацию СБУ, то возможно ли в Украине победить эти анонимные каналы?

— Вопрос, на самом деле, тяжелый, потому что нужно понимать, что Telegram — это просто очередная социальная сеть. Если пойти путем блокировки, то это ничего на практике не даст. Не будет Telegram, появится условный Tik-Tok. Когда у человека задача — дискредитировать и облить грязью, то для нее инструмент — вопрос второстепенный. Конечно, Telegram удобный, он анонимный. СБУ говорит о том, что у них нет механизмов для блокировки Telegram-каналов.

Сейчас мы видим, что СБУ публично заявила, что «Легитимный», «Резидент» и многие другие каналы находятся «под крышей» российских спецслужб, но Telegram-каналы продолжают работать и накачивать свою аудиторию месседжами. После решения СНБО о закрытии каналов Медведчука, там творится просто вакханалия. Не призываю никого туда заходить, я сделал всю грязную работу за вас, там у всех просто «пылает». И это показывает то, что все каналы типа «Анатолий Шарий», «Легитимный», «Темный Рыцарь» (который администрируется депутатами от «Слуги Народа» Дубинским и Бажанским) — все они связанные с Кремлем, и им всем эти нападки на Telegram невыгодны.

Возвращаясь к тому, что можно сделать. Да, мы можем со своей стороны давать этому публичную огласку, чтобы больше людей слышало, читало и видело, что Кремль контролирует большинство контента, который сейчас есть в украинском Telegram. Но, с другой стороны, у меня очень много сомнений относительно эффективности действий СБУ, потому что мы видим и анализ контента показывает, что некоторые, вроде бы, анонимные Telegram-каналы администрируются из Офиса президента. Действительно, есть информация, что один или два канала используются чиновниками из ОП, и они делают то же самое, что делает Кремль — поливают грязью и дискредитируют своих политических оппонентов внутри страны. Учитывая то, что ОП и власть используют Telegram-каналы как инструмент, у меня есть опасения относительно эффективности борьбы с анонимным Telegram-сегментом.

«Я — за то, чтобы на уровне школы у нас вводили уроки медиа-гигиены»

— Что вы можете посоветовать пользователям, чтобы уберечься от фейков и пропаганды? 

— Первая рекомендация, которая может быть, — это удалить Telegram. Но это, конечно, не решает всей проблемы. Глобально хочу посоветовать — критически настраиваться к любой информации, которая распространяется не только в Telegram, а и на телевидении, и в традиционных СМИ. Любая информация должна ставиться под сомнение. Это вопрос медиаграмотности. Если очень глобально говорить, то я — за то, чтобы на уровне школы у нас вводили уроки медиа-гигиены. Чтобы уже в 10 лет понимать, кому принадлежат телеканалы, кто может быть заинтересован в распространении той или иной информации. Но это вопрос очень далекой перспективы. По состоянию на сейчас, люди должны очень критически относиться к информации. Критическое мышление — это наше все. Без этого любая информация может вами манипулировать.

Автор: Подготовила София Красникова
Популярно

Вы читали новость: ««Бери — и выдумай»: как Telegram стал оружием России в информационной войне с Украиной»; из категории Интервью на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 4 февраля 2021 в 19:46;
  • Корреспондент Подготовила София Красникова в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Кому и для чего нужны анонимные Telegram-каналы? Кто их ведет? Есть ли там настоящие «инсайды» и сколько правды в «раскладках»?".