• Пт 19.04.2024
  • Харьков  +12°С
  • USD 39.6
  • EUR 42.28

(Не) долго сыграть в ящик: как внедрение поправки Лозового сказалось на харьковчанах

(Не) долго сыграть в ящик: как внедрение поправки Лозового сказалось на харьковчанах

Пятнадцатого марта в силу вступили изменения к уголовно-процессуальному кодексу, которые в медиа окрестили поправкой Лозового. Они касаются судебного контроля над досудебным следствием и сокращения сроков самих расследований, но самым скандальным оказался пункт требующий, что экспертизы тел умерших должны проводиться по решению суда.

Де-факто под действие закона попадало любое вскрытие, в том числе людей, умерших естественной смертью. До последнего в моргах, судах и правоохранительных органах надеялись, что поправку отменят, чтобы не создавать ажиотаж вокруг скорбных дней. Но парламентарии отмену отмены поправки отправили на доработку, и скандальный закон вступил в силу.

А вот что с ним делать на практики и юристы, и медицинские эксперты терялись в догадках. Дело в том, что украинскому законодательству вскрытию подлежат тела практически всех умерших – так исключается возможность насильственной смерти и дается право на захоронение. Исключение делалось лишь при смерти людей, старше 80-ти и смертельно больных, например раковых, стоящих на диспансерном учете. И то, чтобы тело покойника не забирали в морг, нередко приходилось давать взятку.

С остальным все выглядело так – если кто-то умирал дома или где еще, на место выезжал следователь милиции/полиции, составлял акт и направлял тело в морг. Там проводилось вскрытие и буквально на следующий день, при отсутствии подозрительных обстоятельств тело отдавали родственникам для захоронения. Даже для кремации достаточно было росчерка из прокуратуры. Поправка Лозового ввела в эту цепочку суды, причем в самом начале – эксперт не может приступить к вскрытию, пока следователь на это не принесет решение суда. Цель Лозового, по его словам, была благородной – ужесточить контроль, в том числе временной, над действиями правоохранителей. Но реальность ужесточила все по-другому.

Первыми возмутились те, кто работает с трупами криминальными. Получается, что жертв ДТП или убийства осмотреть даже на месте преступления нельзя, пока на это не даст разрешения суд. А это и потеря времени, и возможно потеря улик, и моральная сторона вопроса – даже представить страшно, лето, жара, ДТП или убийство произошло на улице в каком-то поселке, а следователь едет в соседний район (спасибо объединению судов по округам) просить разрешения для судебного медика труп осмотреть.

К общему количеству ходатайств еще добавляются ходатайства по экспертизам по трупам. То есть для того, чтобы исследовать смерть криминальную или естественную, нам нужно получить разрешение судебной инстанции, понятно что это не вызывает никакой необходимости. Результаты да, но их то дает медицинское учреждение, какая необходимость в том, чтобы суд давал разрешение на судебно-медицинское исследование трупа?! – возмутился прокурор Харьковской области Юрий Данильченко.

Но если смерти криминальные все же удел прокуроров и других людей в погонах, то своих родственников приходилось хоронить каждому харьковчанину. И вот тут то и началось самое интересное. Официально правоохранители аж через неделю после действия поправки Лозового решили явно некриминальные трупы в морг не отправлять, в официальной записки от ГУ НП в Харьковской области говорится так:

2.Уполномоченный работник органов и подразделений Национальной полиции вместе с врачом или фельдшером выезжают по месту жительства умершего, если тот не имеет признаков насильственной смерти или подозрение на таковую. Врач или фельдшер учреждения здравоохранения, который констатирует факт смерти по результатам осмотра тела, информирует Национальный полицию о возможности установления причины смерти без патологоанатомического вскрытия и выдачи врачебного свидетельства о смерти (фельдшерской справки о смерти).

3. По результатам осмотра тела, после выяснения обстоятельств смерти и при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую составляется заключение по ненасильственной смерти человека по месту жительства в соответствии с «Порядком взаимодействия между органами и подразделениями Национальной полиции, учреждениями здравоохранения и органами прокуратуры Украины при установлении факта смерти человека », утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Украины, Министерства здравоохранения и Генеральной прокуратуры Украины.

Отправлять в морг и добиваться через суд экспертизы, говорится в пояснении, правоохранители должны, цитата «В случае обнаружения тела человека, смерть которого наступила внезапно или при невыясненных обстоятельствах, вне места жительства, а также при установлении факта насильственной смерти или подозрения на такую».

Однако в реальности районный медик и раньше с неохотой подписывал документы о естественной смерти без экспертизы в присутствии правоохранителей, то теперь и подавно не спешит. Врачи «скорой», если человек умер дома, лишь констатируют смерть, причину не выявляют, участковые врачи, даже к своим диспансерным больным едут с неохотой – то бензина нет, то времени – а вместо них приезжает мили-полиционер с представителем КП «Ритуал». А тут уж как решите. Оставить дома можно, но за деньги, новый закон, вдруг, что сами понимаете. А учитывая, что наш народ законы не знает, да и собирать в последний путь охочие не сразу находится, тело абсолютно некриминальное, с точки зрения памятки, уезжает в морг. И лежит там, а для родственников начинаются круги своего ада.

«Отец на сердце и давление жаловался давно, — рассказала салтовчанка Анна, — но по врачам не ходил особо, и записей в карточке и в справках, что остались дома, не хватило, чтобы смерть признали естественной, забрали в морг, а там не вскрывают. День не вскрывают, два, говорят, нет постановления суда. Куда бежать, когда назначать похороны – неизвестно. Смогли получить тело только на четвертый день, по звонку «ритуальщика».

При этом в судах заверяют, они «похоронные» дела рассматривают день в день, если и есть задержки, то только со стороны полиции. Но телефоны, чтобы узнать информацию, следователь чаще всего не дает – вместо него щедр на контакты представитель КП «Ритуал». Хотите, чтобы он подсуетился, не скупитесь на похоронные услуги. Для предприятия-монополиста в этом случае закон словно находка. Ну, или все по той же схеме, решайтесь на незаконное вознаграждение и добивайтесь, чтобы смерть признали естественной. Иначе процедура прощания с умершим может затянуться.

Популярно

Вы читали новость: «(Не) долго сыграть в ящик: как внедрение поправки Лозового сказалось на харьковчанах»; из категории Политика на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 26 марта 2018 в 10:27;
  • Корреспондент в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "До последнего в моргах, судах и правоохранительных органах надеялись, что поправку отменят, чтобы не создавать ажиотаж вокруг скорбных дней. Но парламентарии отмену отмены поправки отправили на доработку, и скандальный закон вступил в силу".