• Вт 19.03.2024
  • Харьков  +5°С
  • USD 38.97
  • EUR 42.45

Cпасите лебедей или Почему пьяный австриец не лезет в фонтан?

Cпасите лебедей или Почему пьяный австриец не лезет в фонтан?

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Обновленный сад Шевченко задумывался как городской тихий парк, а в результате в Харькове возникло место, где добропорядочному гражданину страшно появляться в темное время суток. Пьяные и буйные купаются в пруду и гоняют лебедей. В столице Австрии Вене тоже хватает парков и прудов, но никто и подумать не может о том, чтобы там буянить. И дело не в менталитете – дело в законах.

Штраф работает лучше, чем табличка

Чуть больше недели назад после реконструкции открылась зона сада Шевченко с прудами и мини-водопадами. Этого харьковчане ждали долгих три года. Все это время у нас не было места в центре, где можно было бы укрыться от суеты, пыли и жары большого города. Парк Горького не очень подходит для этого – все-таки, это – парк аттракционов, парк для шума и веселья. Но и новый сад не стал тихим местом.

Из колонок на столбах гремит музыка, возле прудов – крики и визги. Харьковчане радуются возможности отдохнуть у воды. Радуются так буйно, что некоторым другим, менее активным харьковчанам, не представляется возможным находиться рядом. Многие пошли еще дальше. По соцсетям гуляют видеоролики, как некие граждане, очень вероятно – хорошо подвыпившие, с криками и улюлюканьем прыгают в пруды и бросают туда друг друга. Красота и веселье.

 

В горсовете жалуются: неблагодарные горожане швыряют в каскадные пруды бутылки, ломают столбы освещения и кусты, украли форсунки для полива, разрисовали плиты и даже пытались украсть пару прекрасных черных лебедей, которых поселили в пруду для красоты. Спустя неделю у прудов появились таблички, запрещающие купание, но это не очень спасает положение. Пока экологи бьют в набат и собираются писать петицию к мэру с просьбой убрать несчастных птиц из этого ужасного места, я задумалась: а почему мы так себя ведем?

Ответ на вопрос скоро подоспел. Хвала лоукостерам, сейчас даже человек среднего достатка может себе позволить слетать в Польшу или в Австрию. Чем я и воспользовалась. И вот во время прогулки по Вене я заметила одну интересную вещь. В столице Австрии очень много парков. В этих парках зачастую есть пруды, а в прудах плавают утки. Городские сады – любимое венцами место проведения досуга летом, когда город накаляется до 35 градусов, и тенистые аллеи – единственное место, где можно укрыться от зноя. Венцы приходят туда компаниями и семьями, располагаются на зеленых лужайках – в отличие от Харькова, в Вене можно в любом парке сидеть на траве, исключения составляют музейные комплексы. Венцы приносят с собой ужин, открывают бутылки пива или даже вина – в отличие от Харькова, в Вене не запрещено законом употреблять алкоголь на улице, за исключением транспорта и еще некоторых «официальных» мест.

Венцы вообще не дураки выпить и пьют довольно много. Но при этом я ни разу не видела, чтобы венец, нахлебавшись молодого вина, излюбленного напитка жителей этой столицы, полез бы купаться в пруд в городском парке или погнался бы за уткой или с улюлюканьем и гиканьем танцевал бы вокруг памятника Шуберту.

Я подумала тогда: «Вот она, хваленая немецкая дисциплина и знаменитое австрийское самообладание!» На самом же деле секрет пристойного поведения жителей Австрии кроется не в менталитете, а в очень суровых законах, охраняющих общественное спокойствие. Если вдруг некий венец или гость города раздухарится на лужайке с вином до такой степени, что полезет плавать в пруду, другие отдыхающие немедленно вызовут полицию, а полицейский влепит любителю купаний штраф. Штрафы за нарушение общественного спокойствия в Австрии могут доходить до 10 тысяч евро. При средней заработной плате, которая составляет чуть больше 2 тысяч евро, это очень чувствительная для австрийца сумма. Удаль молодецкая обойдется ему в несколько месяцев жесточайшей экономии, и в следующий раз, когда австриец захочет окунуться, он поедет на Дунайский остров и купит там билет на пляж за 5,20 евро, чтобы купаться с чистой совестью и без ущерба для окружающих.

Так венцы обеспечили покой и безопасность для своих парковых уточек и для себя самих.

Буйная среда обитания

Но вернемся к нашим лебедям. Как мы можем облегчить их участь и отвоевать себе у хулиганов немного спокойствия в городском саду? Недавно харьковский градоначальник Геннадий Кернес во время одного из интервью жаловался, что никто из отдыхающих в саду не сделал хулиганам замечание, когда те прыгали в пруд и гонялись за лебедями. Вообще-то, мы и не должны. Граждане не должны делать замечания другим гражданам – мы не в детском саду. Что граждане действительно могут – так это вызвать полицию. В саду Шевченко присутствует охрана, но полномочия ее весьма неопределенны. Охранник может сделать замечание хулигану. Максимум его власти – гражданское задержание нарушителя. Но дальше он все равно должен вызвать полицию. И здесь возникают вопросы: почему охранники этого не делают и почему патрульные не задерживают нарушителей?

То, что делают буйные горожане в саду Шевченко, вполне подпадает под понятие мелкого хулиганства. А мелкое хулиганство в Украине, согласно статье 173 Административного Кодекса, карается штрафом в размере до семи необлагаемых минимумов – это больше шести тысяч гривен. Почему же никто из этих ныряльщиков не был задержан и оштрафован? 6 тысяч – вполне достаточная сумма, чтобы задуматься о своем поведении. Вопрос, к сожалению, риторический и влечет за собой пространные рассуждения о том, что строгость украинских законов полностью нивелируется их полным неисполнением.

Есть еще один важный момент. Сама среда обитания Харькова провоцирует человека на буйное, антисоциальное поведение. Это хорошо понимаешь, сравнивая новые, реконструированные за бешеные деньги харьковские места отдыха и венские – старые, намного менее затратные, но такие уютные. В тихом парке, где музыка не набрасывается на тебя из каждого столба, где вместо бетонных плит – зеленые лужайки, на которых ты можешь отдохнуть, где обустройство аллей – элегантно и не пафосно, даже не приходит в голову кричать и буянить. Парки для отдыха и парки для развлечений в Вене – это разные места. Хочешь острых ощущений – пожалуйста, вот тебе Пратер с каруселями и прочими увеселениями. А есть тихий городской парк, где пруд, уточки, зеленая травка и тишина. Проблема Харькова в том, что городские власти реконструкциями пытаются воссоздать только один вид парка – парк аттракционов. А там, где есть громкая музыка и увеселения, вести себя тихо не пристало.

Я не имею ничего против парков с каруселями – нужное дело. Но очень хотелось бы, чтобы в Харькове возник хоть один классический европейский городской парк. Ведь именно за этим, за ощущением гармонии, спокойствия и красоты, едут в Вену туристы со всего мира – от США до Китая. Очень хочется не лететь за эстетикой европейского образа жизни за тридевять земель, а ехать за ней хотя бы до метро «Университет».

Популярно

Вы читали новость: «Cпасите лебедей или Почему пьяный австриец не лезет в фонтан?»; из категории Общество на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 28 июля 2019 в 08:20;
  • Корреспондент в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Хотели как лучше, а получилось как всегда. Обновленный сад Шевченко задумывался как городской тихий парк, а в результате в Харькове возникло место, где добропорядочному гражданину страшно появляться в темное время суток. Пьяные и буйные купаются в пруду и гоняют лебедей. В столице Австрии Вене тоже хватает парков и прудов, но никто и подумать не может о том, чтобы там буянить. И дело не в менталитете – дело в законах.".