• Чт 28.03.2024
  • Харьков  +10°С
  • USD 39.23
  • EUR 42.44

Харьковщина туристическая: что происходит с местными территориями и как промышленность помогает их спасать

Общество   
Харьковщина туристическая: что происходит с местными территориями и как промышленность помогает их спасать

Существует мнение, родившееся в старые времена, что промышленность и зеленые зоны — несовместимы. Однако в 21 веке мы имеем дело с современными технологиями и устойчивым развитием, которые уже не столько тренд, сколько способ выживания в мире, настроенном на экологичность.

Промышленность, в том числе добыча полезных ископаемых, существует на планете сотни лет. Все это время она находится под давлением экологов, местных жителей и законодательства. А это значит слишком много контроля разных органов и общественных организаций, чтобы, как злодеи из старого кино, загрязнять окружающую среду. Социально ответственный бизнес, к тому же, понимает свою роль: он должен сделать так, чтобы регион присутствия развивался, жить там становилось комфортно, профессионалы не уезжали, а оставались работать здесь, на месте. Поэтому использует мировые практики, которые далеко ушли от масляных пятен и коптящих труб советской эпохи.

К тому же, именно доходы от бизнеса позволяют громадам тратить больше денег на смежные отрасли — например, тот же зеленый туризм.

В рамках проекта «Вся правда о газе» наши журналисты побывали в трех известных курортах Харьковщины и увидели, как отсутствие инвестиций приводит к разрушению истории, а их присутствие наполняет бюджеты общин средствами на развитие.

Строения санатория в Берминводах.

В 25 километрах на запад от Харькова находится легендарное место: санаторий «Берминводы».

Его история началась в 1862 году, когда доктор Моисей Гуревич открыл минеральные источники около хутора Березово. Исследования, которые длились целый год под руководством известных врачей и химиков показали: здешняя вода по своим уровням минерализации, температуре и химическому составу, близка к водам бельгийского курорта Спа и лечит ряд заболеваний.

Казалось бы, отличное место отдыха выходного дня для харьковчан после окончания трудной рабочей недели. Вместо этого, лишенный притока инвестиций вследствие отсутствия хоть какой-то промышленности, курорт постепенно ветшает. «Сейчас еще хоть как-то, — рассказывает Валентина, которая отдыхает в «Берминводах» уже много лет подряд. — В 2009-10 годах санаторий вообще был в плачевном состоянии, без каких либо средств».

Любовь, которая тоже часто наведывается в «Берминводы», просит вычистить пруд. «Ведь водичка в нем замечательная, лечебная», — говорит женщина.

Превратить легендарный императорский санаторий в современный курорт можно, но для этого нужны средства.

Дом Г. С. Сковороды.

В селе Бабаи и вовсе рушится уникальный исторический памятник: дом, в котором жил и написал «Байки харьковские» украинский писатель и философ Григорий Сковорода.

Это имение дворян Щербининых, бывший дом священника Правицкого. Памятнику истории и культуры Слобожанщины более 200 лет. Здесь останавливался Александр Пушкин с родственниками и друзьями.

Сейчас дом в плачевном состоянии. Дырявая крыша, выбитые окна. Все сооружение просело. При этом, в нем до сих пор живут люди.

«Ведутся работы по спасению дома Сковороды. Там живут люди. Мы за них переживаем. Крыша в аварийном состоянии», — говорит заместитель селищного главы Бабаев Иван Михайлюченко.

Источник Г.С. Сковороды

Мечтают в селе совсем о другом: с территориальным расположением и историей Бабаи могут стать идеальным местом для местного туризма. Несмотря на то, что на территории есть запасы углеводородов, которые могут принести громаде все необходимые средства, некоторые местные жители добычу не поддерживают.

И это несмотря на то, что перед глазами есть живой пример того, как доходы от промышленности помогают сохранять наследие и получать от туризма прибыль. В поселке городского типа Краснокутск на Харьковщине добывают газ. Газодобыча приносит им неплохой доход.

Согласно законодательству, в случае отсутствия ОТГ, бюджет села получает 1% ренты от добычи углеводородов, район — 2%, область — 2%. Если громада создана, она получает 3%, еще 2% — областной бюджет. Но даже один процент — это солидные деньги. В 2019-ом Краснокутск получил почти 70 миллионов рентных платежей. Параллельно работают агрохолдинги, которые тоже платят налоги.

Но этого краснокутчанам мало — они развивают собственный туристический потенциал.

Природа и история места к этому располагают — густые леса, сосновые и дубовые. В самом поселке — Дендропарк, которому в 2023 году исполнится 220 лет. Мохнатые уютные ели, пруд. Древние деревья, среди которых прятались от татар еще казаки-монахи в далеком 17 веке, а позже превратили в уникальную коллекцию редких растений — до сегодня дожили более 300 видов.

«Большой популярностью у нас пользуются Пархомовский художественный музей, Дендропарк, Наталовская церковь», — перечисляет начальник отдела культуры, молодежи и спорта Краснокутской РДА Валентина Дмитрюк. — Ездят туристы и в экопоселение Тихий кут, оно находится рядом с озером Вильшанка. Работает гостиница, много прудов».

Директор районного дома культуры Наталья Гончарова живет в Краснокутске всего четыре года, но уже влюбилась в это место.

«Здесь и Дендропарк, и Спивоча тераса — это такие сады, уровнями. И музей в селе Пархомовка, где проживал Казимир Малевич. В Слобожанском парке работают интересные люди, которые могут провести неизведанными тропами. Деревянные домики в Тихом куте.»

Детские площадки в Краснокутске

Развивается в поселке и искусство — в прошлом году дали премьеру «Вия», в этом году готовят новый проект, какой — пока держат в тайне. Благодарят за это промышленность.

«В основном, все на частных предпринимателях. И спасибо, что они еще работают, несмотря на сегодняшнюю ситуацию», — резюмирует Гончарова.

Эти примеры показывают, насколько важна в современном мире, которым управляет рыночная экономика, инвестиционная привлекательность. Ведь для того, чтобы развивать свой регион, создавать рабочие места и поддерживать в хорошем состоянии туристические объекты, необходимы средства. В громадах, где это понимают, управленцы сами пытаются завлечь к себе предприятия — будь то аграрии, сельхозпереработка, добыча полезных ископаемых или промышленность. С экологической точки зрения куда удобнее работать с госкомпаниями или крупным бизнесом — делая капитальные вложения никто не хочет, чтобы завтра пришла Госэкоинспекция и остановила работу объекта из-за нарушений. Именно поэтому, считают эксперты, получать средства от бизнеса на развитие территорий — это оптимальный путь для громад, которые еще вчера потерпали от безденежья.

Автор: Анна Игнатенко
Популярно

Вы читали новость: «Харьковщина туристическая: что происходит с местными территориями и как промышленность помогает их спасать»; из категории Общество на сайте Медиа-группы «Объектив»

  • • Больше свежих новостей из Харькова, Украины и мира на похожие темы у нас на сайте:
  • • Воспользуйтесь поиском на сайте Объектив.TV и обязательно находите новости согласно вашим предпочтениям;
  • • Подписывайтесь на социальные сети Объектив.TV, чтобы узнавать о ключевых событиях в Украине и вашем городе;
  • • Дата публикации материала: 11 сентября 2020 в 17:52;
  • Корреспондент Анна Игнатенко в данной статье раскрывает новостную тему о том, что "Существует мнение, родившееся в старые времена, что промышленность и зеленые зоны — несовместимы. Однако в 21 веке мы имеем дело с современными технологиями и устойчивым развитием, которые уже не столько тренд, сколько способ выживания в мире, настроенном на экологичность.".